Зигмунд фрейд сны и сновидения

Сновидения с позиции Фрейда

Зигмунд Фрейд считается основоположником теории бессознательного. Несмотря на то что сознание и подсознание изучали и другие ученые, не менее знаменитые, именно Фрейда вспоминают, говоря о подсознании и связанных с ним загадках, в том числе и о сновидениях.

Фрейду принадлежит огромное количество работ по психологии человека, среди которых особенно следует отметить «Толкование сновидений», «Я и Оно», «Тотем и табу», «Остроумие и отношение к бессознательному» и многие другие. Поэтому, пытаясь объяснить природу и причины эротических сновидений, обратимся к теории этого ученого.

Согласно Фрейду, все психические процессы человека подчиняются принципу удовольствия. Мы изначально стремимся к получению удовольствия, а неудовольствие вызывает у нас отрицательные эмоции.

В генитальной фазе, с начала подросткового периода, начинается фаза развитой сексуальности. В этот период сексуальные желания удовлетворяются путем нормальной половой деятельности.

Изучая нервное расстройство у пятилетнего ребенка, Фрейд установил связь между снами мальчика и его фобиями. Кошмары ребенка имели следующее содержание: он боялся потерять мать, так как ему «не к кому будет приласкаться». Наяву же отмечалась повышенная нежность к собственной матери, восприятие ее как объект эротического желания. Фрейд отмечает, что сновидение мальчика представляет собой сновидение наказания и вытеснения (то есть перехода психического сознания в бессознательное и удержания его в бессознательном); наслаждение от ласк матери претворяется в страх и содержание сна кардинально изменяется. Ребенок просыпается, прерывая сон, таким образом вытеснение побеждает механизм сновидения.

Как объясняет сновидение Зигмунд Фрейд? Мы уже говорили о том, что сновидения зависят от пережитого наяву. Кроме того, следует отметить роль раздражителей, действующих на спящего, а также душевной жизни бодрствующего человека. Сновидения имеют различные функции, к которым можно отнести психическую, биологическую и некоторые другие.

Следовательно, и сновидения должны быть разные. Поэтому в первую очередь необходимо установить, какие ассоциации возникают у человека, видящего сон.

Информация, которую получает мозг, перерабатывается следующим образом: вначале происходит концентрация различных образов, потом они искажаются, и вслед за этим формируются символы.

Источник

Зигмунд фрейд сны и сновидения

Основные положения теории сновидений Фрейда:

Первое предположение, которое возникает в ответ на вопрос о происхождении сновидений, состоит в том, что сновидение — реакция души на внешние или соматические раздражители, которые действуют на спящего. Однако непонятно, почему они (например, звуки, которые слышит спящий) обычно сами не возникают в сновидении, а проявляются в совсем другом обличии. Кроме того, в сновидении присутствуют и другие элементы. Поскольку внешние и соматические раздражители не могут объяснить всего в сновидении, Фрейд выдвигает следующее фундаментальное положение: сознательное сновидение — это «искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного». То есть кроме соматических раздражителей, есть ещё и имеющие психическую, хотя и бессознательную природу, которые воздействуют на спящего человека, порождая в его сознании сновидения.

Бессознательные психические раздражители (скрытое сновидение) делятся на две группы.

Часть скрытого сновидения — это дневные впечатления (воспринимаемые образы, обдумываемые мысли, переживания), которые человек днём, в бодрствующем состоянии, полностью осознаёт когда они актуально переживаются (сознательное) или актуально не осознаёт, но может свободно вспомнить (предсознательное). Остатки, обрывки этих дневных впечатлений проявляются в сновидении.

Другая — главная — часть скрытого сновидения находится в бессознательном (в узком смысле этого слова) — в той сфере психики, где обитают бессознательные желания. Содержания бессознательного, в отличие от содержаний предсознательного, человек не может осознать по своему желанию. То, что приходит в сновидение из предсознательного и то, что приходит из бессознательного, различаются следующим образом. Если из дневной душевной жизни в сновидение может попасть всё из того, что днём переживается человеком — образы, желания, намерения, рассуждения и т. п., — то из бессознательного в сновидения приходят только скрытые желания, ибо там находятся только скрытые желания. Днём эти желания вытесняются, не допускаются в сознание особой инстанцией (цензура сновидения, или — в терминах более поздней модели Фрейда — Сверх-Я). Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, деятельность цензуры ослабевает, что позволяет сэкономить психическую энергию, затрачиваемую на вытеснение; бессознательные желания же получают лазейку, через которую могут проникнуть в сознание, то есть в сновидение.

Бессознательные, вытесненные желания — это желания, неприемлемые «в этическом, эстетическом, социальном отношении». Эти желания эгоистичны. Это:

Бессознательные желания, облачаясь во фрагменты дневных впечатлений, используя их как материал, появляются в сновидении. Именно бессознательное желание является активной, движущей силой скрытого сновидения, проталкивающей его в явное сновидение; оно «отдаёт психическую энергию для образования сновидения»; оно — «собственно, создатель сновидения».

Однако нетрудно заметить, что нам снятся не сами наши желания, но галлюцинаторное исполнение желаний, то есть мы видим наши желания исполнившимися в образной форме (с использованием материала дневных впечатлений), как будто наяву.

Объяснить этот факт помогает следующий фундаментальный тезис Фрейда: функция сновидений оберегать сон. Сновидение позволяет нуждающемуся в сне организму продолжать спать, защищая его сон от всех раздражений, которые могли бы прервать его. Именно этим объясняется преображение раздражителей, таких как звонок будильника, попадающих в сновидение — сновидение защищает сон от этого звонка, который должен был бы прервать его. Точно так же и бессознательное психическое раздражение — желание, прорвавшееся в сновидение, — должно было бы разбудить человека — ведь для того, чтобы осуществить это желание, человек должен был бы проснуться и действовать. Но сновидение, представляя желание осуществившимся, позволяет продолжать спать. Таким образом, сновидение — это компромисс между потребностью в сне и стремящимся нарушить его желанием, галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон.

Читайте также:  Обручальное кольцо во сне незамужней женщине одеть

Скрытые сновидения, прежде чем появиться в сознании спящего в виде явных сновидений, проходят особую обработку (работа сновидения). Работа сновидения состоит из четырёх компонентов:

Обоснование этого метода состоит в том, что психические процессы строго детерминированы, и если человеку, когда его просят сказать, что приходит ему в голову относительно данного элемента сновидения, приходит в голову некая мысль, эта мысль никак не может быть случайной; она непременно будет связана с данным элементом. Таким образом, психоаналитик не толкует сам чьё-то сновидение, но скорее помогает в этом сновидцу. Кроме того, некоторые особые элементы сновидений всё же могут быть истолкованы психоаналитиком и без помощи обладателя сновидения. Это символы — элементы сновидений, имеющие постоянное, универсальное значение, которое не зависит от того, в чьём именно сновидении эти символы появляются.

Источник

anchiktigra

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.

Толкование сновидений по Фрейду. Ключевые положения его теории.

Благодаря Зигмунду Фрейду подход к толкованию сновидений радикально изменился. Именно он поставил сны на одно из центральных мест в своей терапевтической работе. Перед вами — ключевые положения его теории.

«Каждый сон отражает осуществление какого-то желания (подавленного, вытесненного)», – писал Фрейд в книге «Толкование сновидений» (1900), которую он считал главным трудом своей жизни. Эту работу он создал на основании анализа собственных сновидений и всем желающим стать психоаналитиками советовал: «Учитесь понимать свои сны».

ГЛАВНАЯ ДОРОГА В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Фрейд назвал сновидения «королевской дорогой, ведущей в бессознательное», и считал, что они позволяют нам приблизиться к пониманию самых сокровенных, недоступных сознанию желаний и фантазий. Он сравнил сон с ребусом, который мы должны разгадать. Это означает, что образы сна нужно рассматривать последовательно, один за другим, чтобы понять, какое содержание они скрывают.

Женщина, которая переживала из-за своих пышных форм, видит во сне полную корзину, которую ей некуда поставить. Здесь «полноту» корзины следует понимать как «полноту» ее фигуры. Какое же желание скрыто в этом сне? Женщина очень хочет избавиться от лишнего веса – это лишь одно из желаний, отраженных в сновидении. И за ним скрывается еще одно – она, напротив, хочет стать «наполненной», то есть забеременеть. Казалось бы, законное желание – почему оно подавляется? За ним кроется другое, менее приемлемое: в пять лет она мечтала иметь ребенка от своего отца.

Какие же желания мы стремимся осуществить во сне? Прежде всего, это любые потребности, вызванные «соматическим возбуждением» (голод, жажда). У детей желания, оставшиеся неисполненными в течение дня, часто реализуются во сне. Такие сновидения Фрейд называл «непосредственными», в отличие от «искаженных», скрывающих наши «предосудительные» желания (например, связанные с инцестом, убийством родителя-соперника, изменой. ), которые мы отказываемся признать и вытесняем в бессознательное.

ОЧЕВИДНЫЙ СМЫСЛ – ЭТО ТОЛЬКО ФАСАД

«При засыпании нежелательные представления всплывают по мере ослабления критического процесса», – писал Фрейд. Но все же они достаточно закамуфлированы, поэтому основное правило – не позволять сбить себя с толку явными образами сна, которые могут быть нейтральными или абсурдными. Ведь сознательное «Я» даже во сне осуществляет свою «цензуру» и не дает бессознательным образам со всей ясностью проявиться в сновидении. Когда такие элементы пересекают границу сознания, возникает тревога и мы просыпаемся. Только работа по анализу снов с помощью свободных ассоциаций по отношению к отдельным элементам «явного» сновидения помогает сделать их доступными для сознания.

СМЕЩЕНИЕ И СГУЩЕНИЕ

Чтобы не дать сознательному «Я» расшифровать наши запретные желания, бессознательное идет на хитрости и искажает их до неузнаваемости. Например, смещает акцент с эмоционально заряженного элемента на другой, менее значимый, и поэтому события, происходящие во сне, кажутся нам нейтральными. Отец, которому мы бессознательно желаем смерти из-за того, что мать «принадлежит» только ему, может появиться в облике судьи или другого служителя закона. Подобная тактика искажения истинных желаний называется «смещением». Другой способ – «сгущение» – объединяет нескольких людей или ряд предметов, имеющих сходные характеристики, в один, не вызывающий тревоги у сознательного «Я».

Несмотря на обилие тем и персонажей, «сон – непременно эгоистичен». «Мой метод не дает универсального ключа для расшифровки сновидений, – объяснял Фрейд. – Я уверен, что одно и то же сновидение у различных лиц и при различных обстоятельствах может скрывать различные мысли». Иными словами, каждый из нас создает свои сны с помощью личного «кода», вплетая в них собственные смыслы, воспоминания. Когда Фрейд увидел во сне, что «написал монографию об одном растении», только он по ассоциации мог связать это с цветком цикламеном, что, в свою очередь, было напоминанием о его жене Марте. Никому другому не пришло бы в голову выстроить именно такие связи.

Читайте также:  Любоваться во сне рекой

ОБ ЭТОМ
Эрнст Джонс «Жизнь и творения Зигмунда Фрейда» Наука, 1997.
Энциклопедия глубинной психологии, Т. 1, МГ Менеджмент, 1998.

Источник: журнал Psychologies №23. Январь, 2008. «Революция по Фрейду».

Источник

Зигмунд фрейд сны и сновидения

© Перевод на русский язык ООО Издательство «Питер», 2018

© Издание на русском языке, оформление ООО Издательство «Питер», 2018

© Серия «Мастера психологии», 2018

Предисловие к первому изданию

В этой книге я хотел бы рассмотреть методы и результаты толкования сновидений; и я не думаю, что тем самым нарушаю границы невропатологии как науки. Поскольку анализ сновидений убеждает в том, что психологическое исследование – это первый шаг к изучению паранормальных психических явлений, за которым следуют истерические фобии, навязчивые состояния, делюзии – и это, в силу практических соображений, должно быть в сфере внимания терапевтов. А сновидениям, как мы вскоре убедимся, не придается такого практического значения, но тем важнее их ценность как типичного психического явления для теоретического исследования, и тот терапевт, который не в состоянии объяснить источники образов, возникающих в наших снах, напрасно будет пытаться понять фобии, навязчивые состояния и делюзии или пытаться оказать на них воздействие с помощью терапевтических методов.

Но именно тот контекст, который придает такую значимость предмету нашего обсуждения, создает некоторые проблемы, которые будут заметны в последующих главах этой книги. Множественные пробелы в его освещении касаются такого множества аспектов, в которых формирование сновидений связано с более фундаментальными проблемами психопатологии; обсуждать их на страницах этой книги не представляется возможным, но, если бы для этого было время и возможности и если возникнет материал на эту тему, то ее можно будет разрабатывать в других работах.

Поскольку материал, который используется в качестве основы для толкования сновидений является очень своеобразным, даже то, что вошло на страницы этой книги, представляло собой задачу, трудную для выполнения. Рассмотрение методов толкования снов показывает, почему те описания снов, которые существуют в литературе, или те, которые были записаны незнакомыми для меня людьми, для моей цели были бесполезны; мне приходилось выбирать лишь между моими собственными сновидениями и сновидениями пациентов, которые проходили у меня лечение с помощью психоанализа. Но использовать материал из второй группы было недопустимо, поскольку процессы в этих сновидениях усложнили проявления невроза пациентов. А если я буду приводить анализ своих собственных сновидений, то посторонние узнают о моей тайной душевной жизни гораздо больше, чем мне бы этого хотелось, и это скорее стало бы напоминать поэтическое произведение, чем научный труд. Поступить так непросто, но другого выхода нет; я подчинился этой необходимости, потому что иначе мне не удалось бы предъявить свои психологические выводы. Конечно, иногда я не мог избежать соблазна завуалировать свои нескромные признания, умалчивая о чем-то или заменяя их на нечто иное; но в этих случаях ценность приводимого примера, безусловно, уменьшалась. Я могу лишь выразить надежду, что мои читатели поймут, как мне было нелегко, и будут ко мне снисходительны; а в дальнейшем – что все те люди, которые так или иначе интересуются записями сновидений, не будут препятствовать всем событиям нашей жизни свободно проникать в мир наших сновидений!

Предисловие ко второму изданию

Не прошло и десяти лет с момента выхода первого издания моей книги, как уже возникла необходимость во втором ее издании, и это произошло не оттого, что к ней проявили интерес специалисты, которым было адресовано введение к этой книге. Мои коллеги-психиатры не сумели преодолеть свое первоначальное недоумение по поводу моей новой интерпретации сновидений, а профессиональные философы, которые отчего-то привыкли уделять сновидениям всего лишь несколько фраз, говоря одно и то же, считая их неким побочным проявлением сознания, совершенно очевидно, не сумели понять, что именно знание об этой связи сновидений и сознания помогали построить разного рода выводы, благодаря которым наших психологические теории могут быть подвергнуты существенным изменениям. Отзывы ученых навели меня на мысль, что об этой книге скоро забудут; а верных последователей моего терапевтического применения психоанализа было слишком мало, чтобы создать предпосылки для второго издания этого труда. Поэтому я от души выражаю признательность широкому кругу тех образованных и любознательных читателей, поддержка которых вдохновила меня на то, чтобы я снова взялся за этот кропотливый труд по прошествии девяти лет с момента первого издания, что привело к созданию многих фундаментальных идей.

Я рад заметить, что в этом издании не было необходимости делать много изменений. Я дополнил его новыми материалами, добавил некоторые замечания, на основе моих обширных наблюдений, и развил некоторые особые идеи, но основной материал, посвященный сновидениям и их толкованиям, и психологические идеи, связанные с ними, остались неизменными, по моему личному мнению, они прошли испытание временем. Те, кто читал другие мои труды (посвященные этиологии и механизму психоневрозов), знают, что я никогда не стремился придать законченность незавершенной работе и всегда был готов отказаться от тех своих выводов, которые более не соответствовали моим изменившимся и более зрелым убеждениям в отношении сновидений. Я в состоянии объяснить, что я имел в виду при создании первоначального текста. За годы своей работы над проблемой неврозов мои взгляды на этот счет менялись, и я часто терял путеводную нить; тогда я возвращался к интерпретации сновидений, и это помогало мне приобрести уверенность в себе. Мои научные оппоненты правильно делают, не вступая со мной в споры на темы толкования сновидений.

Читайте также:  Держать на коленях девочку во сне

Там, где необходимые комментарии не согласуются с ранее созданным текстом, я помещал их в квадратные скобки[2].

Берхтесгаден, лето 1908 г.

Предисловие к третьему изданию

Хотя первое и второе издания этой книги разделяют лишь девять лет, год спустя стало очевидно, что уже необходимо третье. Мне стоило бы радоваться этому обстоятельству; но, как не убедило меня в прошлом невнимание к моей книге читателей, так и не считаю я теперь, что ее третье издание вышло потому, что она представляет особый интерес.

Научная мысль развивается, и это оказало влияние на «Толкование сновидений». Во время работы над этой книгой в 1899 г. «сексуальная теория» еще не была сформулирована, и анализ более сложных форм психоневрозов находился в зачаточном состоянии. Опираясь на толкования сновидений, можно было выполнить такой анализ; но более глубокое понимание этих неврозов помогло лучше осознать, что такое сновидения. Сама по себе теория толкования сновидений стала развиваться в направлении, которому не уделялось достаточного внимания в первом издании этой книги. По моему собственному опыту и опираясь на работы В. Штекеля и других авторов, я стал более точно интерпретировать символы в сновидениях (или в области бессознательного). Год за годом появлялись все новые данные, которые было необходимо осмыслить. Все эти новые данные отражены в примечаниях и цитатах в новом издании книги. Если иногда эти фрагменты не согласуются с основным текстом или более ранние его фрагменты не всегда согласуются с современными представлениями, то надеюсь, что к этому отнесутся снисходительно; так происходит потому, что наша наука развивается стремительно. Я даже рискну предсказать, каким образом изменятся последующие издания «Толкования сновидений», – если это будет необходимо. Большее внимание в них будет уделяться поэзии, мифам, фольклору и крылатым выражениям, а также большее значение в них будет уделяться взаимосвязи сновидений и неврозов и психических расстройств.

Источник

Сонник Фрейда

Символы снов из Сонника Фрейда

История создания сонника Фрейда

Известный австрийский ученый Зигмунд Фрейд по праву считается основателем теории психоанализа.

Фрейд создал ряд фундаментальных работ, в которых стремился объяснить сущность такого психологического феномена, как сновидения. Согласно его теории, желания человека, которые не смогли осуществиться, вытесняются из сферы человеческого сознания и переходят в область бессознательного. В бессознательном они сохраняются и продолжают оказывать существенное влияние на поведение человека в повседневной жизни. Стремясь прорваться назад в сознание, вытесненные желания вступают в борьбу с сознательными установками и одерживают над ними победу во время таких состояний сознания, как сновидения, дневные грёзы и т.д. Поэтому, используя правильные толкования символов и образов сновидений можно судить о бессознательных переживаниях человека.

Толкование сновидений – одна из самых значимых работ Фрейда (ставшая впоследствии основой для Сонника Фрейда), в которой он показал, что сон является не бессмысленным набором образов, а искаженным и завуалированным осуществлением вытесненного желания. Основываясь на этой и других работах Фрейда, которые были посвящены исследованию снов, и был составлен сонник Фрейда, который занял определенную нишу среди других популярных сонников современности.

Большинство толкований сонника Фрейда имеют привязку к сексуальной стороне жизни людей, взаимоотношениями между противоположными полами. Именно эти аспекты лежат в основе и других работ знаменитого психоаналитика. В связи с этим толкования сонника Фрейда могут показаться несколько не однозначными, однако не стоит полностью пренебрегать его толкованиями, хотя бы потому, что на работу над сонником Фрейд потратил не один год своей жизни и считал его венцом своей деятельности.

Биография Зигмунда Фрейда

Зигмунд Фрейд (Сигизмунд Шломо Фрейд) появился на свет 6 мая 1856 года в небольшом городке Фрайберг в Австрии.

Отец мальчика, Якоб Фрейд занимался торговлей тканями и скотом.

Он был дважды женат и от первого брака у него было два сына.

Мать будущего создателя психоанализа звали Амалия Фрейд (Натансон), и она была на 20 лет моложе супруга.

В 1859 году Якоб был вынужден закрыть свой бизнес и вместе с семьей переехать сначала в Лейпциг, а затем в Вену.

Изначально образованием Сигизмунда занималась мать, а затем в 9-летнем возрасте мальчик поступил в гимназию.

Зигмунд увлекался литературой и философией, владел несколькими языками. В 17 лет он успешно закончил гимназию и в 1873 году поступил на медицинский факультет. Больше всего при обучении его интересовала психология и физиология.

Коллеги этот выбор не одобряли и впоследствии Зигмунд отказался от этой идеи.

В 1882 году Сигизмунд познакомился со своей будущей женой,Мартой Бернейс. Через несколько лет они поженились, и в браке у них появилось 6 детей.

В 1899 году вышла в свет книга Фрейда «Толкование сновидений», но ее восприняли в обществе довольно негативно.

Более сорока лет Фрейд посвятил разработке теории и практике психоанализа, опубликовал несколько книг, которые и по сей день считаются основополагающими в психоанализе.

Из-за еврейского происхождения в 1938 году Зигмунд вместе с семьей попал в гетто. Благодаря одной из своих пациенток ему удалось освободиться из плена и переехать в Лондон.

Умер известный психоаналитик в 1939 году в возрасте 83 лет.

Источник