Мифы и легенды Death Stranding
Пока игроки всего мира заняты спорами об увлекательности симуляторов курьера и гений ли Кодзима, люди с более специфическими интересами, вроде меня, заняты изучением культурной ценности игры. Новая Death Stranding изобилует множеством отсылок, подтекстов и идей. Пусть о глубинном смысле рассуждает кто-нибудь более компетентный, а сегодня моей целью является рассказать о мифологических архетипах, которые я смогла приметить. В связи с этим предупреждаю, что в статье будут встречаться спойлеры, проявления СПГС и субъективное мнение. Желаю приятного чтения!
Рассуждения о смерти, возможно, одно из тех явлений, что объединяет людей всех времен и народов. Человечество упорно не желает думать, что после какой-то точки наступает «геймовер» и потеря всего прогресса. В мифологии разных народов практически всегда присутствует некий незримый «иной мир», куда уходят почившие: Рай и Ад, Аид, Хельхейм, Вальхалла, Дуат и т.д. В одном ждут бесконечные героические битвы, в другом — изобилие развлечений, в третьем – умиротворенное ничего. Между ними можно найти множество различий, но объединяет одно – попасть туда можно только когда придет срок и невозможно вернуться прежним. Death Stranding же предлагает нам распространенный вариант загробного мира, где обитают отделившиеся от тела души и куда нет желающих попасть поскорее.
Египетское понимание души перекочевало в игру хоть и в оригинальном, но неполном виде. На самом деле все немного сложнее. Давайте разбираться.
Человеческую сущность составляет два компонента: Ка и Кхат (Ха – в игре). Ка – олицетворение жизненной силы, потусторонний двойник человека, бессмертная душа. Кхат – физическое тело, сосуд. Помимо них существуют также Ба, Аб, Кхаибит, Кху, Секхем, Рен, Саху и Ах.
Ба – душа сердца, что живет в небесах вместе с богами.
Кхаибит – тень, связанная с Ба.
Аб – сердце, источник добра и зла, сознание человека. Именно Аб оценивалось на суде Осириса, и результат определял, какая судьба ждет усопшего в Дуате.
Саху – духовное тело, иначе говоря – мумифицированные останки, в которых содержится Кху – тоже часть души.
Секхем – жизненная сила, отличная от Ка и Ба. Она же сила и магия богов.
Ах – сочетание Ка и Ба, чистый дух, который смог обрести покой.
Рен – имя. Знание своего имени и имен богов, духов и каждого винтика в табуретке во дворце Осириса давали дополнительное преимущество выживающему в ином мире. Иначе, зачем столько сложных слов в этом абзаце.
Как видите, к смерти в древнем Египте относились очень серьезно. Для них жизнь была не настоящим существованием, а репетицией к истинному бытию на той стороне. К сожалению, эта мысль отражения в игре не нашла. Загробный мир Кодзимы, в угоду современным представлениям, место недоброжелательное и жадное до новых жителей. Походу, ад все-таки резиновый.
Ни одно религиозное течение не обходится без разнообразных предметов. С самых древних времен потусторонние явления получали свои знаки и символы. Поэтому кресты, иконы, статуэтки, амулеты, татуировки присущи практически любому верованию. Они не только являются отображением божественного в реальности, но и помогают единомышленникам узнать друг друга. Одним из самых популярных предметов во многих культурах является изображение человека или какой-либо его части.
Маски – многофункциональный предмет, использующийся издревле как в быту, так и для ритуалов и праздников. Основные функции маски – показать что-либо (к примеру, погребальные маски в том же Египте были призваны сохранить изображение лица усопшего для потомков) и сокрыть (защитить) лицо. Фраза «носить маску» часто обозначает «скрывать правду».
В игре можно увидеть две приметные маски – золотая маска Хиггса и черная маска Дайхардмена. Обе, так или иначе, повторяют форму черепа, что в свою очередь – распространенный символ опасности и смерти. Вот только отношение у этих персонажей к своим маскам совершенно противоположное, что заставляет задуматься о разности их предназначений…
Ловец снов – вещица, о существовании которой не знает только ленивый. Индейский амулет, своей формой напоминающий паутину, ловит в свои сети сны, проклятия, злых духов и прочие неприятности. Основа-круг означает бесконечность, а нити, украшенные перьями, выпускают хорошие сны из ловушки. По преданию, мастерить ловцы снов людей научила паучиха. Если вы арахнофоб – остерегайтесь.
4. Возвращенец с того света
Проводник душ (или психопомп) – крайне важный персонаж для многих культур. Чаще всего в его обязанности входят такие рутины как транспортировка души в подземный мир, подготовка мумий, исполнение приговора, хранение тайн и ритуалов и прочее. Роль проводника часто играют животные и духи, но нас интересуют два самых известных представителя.
Анубис – древнеегипетский бог с головой собаки, обеспечивающий пришедших на последний суд Ка защитой и поддержкой. Получить благосклонность этого бога стремились многие, ведь именно от него зависело, доберется ли душа до суда Осириса. Для этого было очень важно соблюдение похоронных ритуалов.
Схожие обязанности были у облаченного в рубище мрачного Харона – только на его лодке душа могла безопасно пересечь ядовитые воды реки Стикс. В ином случае душа была вынуждена искать переход самостоятельно или сгинуть. Правда, в отличие от Анубиса, Харон не был согласен обеспечивать трансфер всем подряд – плати за проезд или свободен. Именно для этого греки подкладывали покойникам под язык монетку.
Психопомпы – очень интересный архетип. Они являются посредниками между двумя мирами, тесно связаны с людьми и их душами, но при этом рьяно следят за соблюдением правил и не допускают исключений ни для кого и никогда. Иногда функции психопомпа берут на себя другие божества – Гермес, Танатос, Геката и др.
Отдельно стоит заметить, что большинство проводников душ обладают сложным характером, что неудивительно – с такой-то работенкой.
6. Мстительный призрак
Японская и не только мифология изобилует историями о призраках. Обманутые, преданные, потерявшие близких и неприкаянные шатаются они по миру, наводя ужас и преследуя своих обидчиков. Только после смерти из жертвы они могут превратиться в охотника и неутомимо стремятся отомстить кому-то конкретному или всем подряд. В Японии таких привидений называют Онрё. Питающийся своим гневом дух упокоится только тогда, когда справедливость будет восстановлена. Чаще всего Онрё становятся женщины, убитые своими мужьями или потерявшие детей.
Похожий сюжет встречается в легендах Мексики – Ла Ллорна или «плачущая женщина». Прекрасная девушка Мария выходит замуж за недостойного мужчину и, увидев его с другой, в припадке ревности топит в реке собственных детей. Осознав, что она наделала, она сама бросается в пучину и погибает. С тех пор ее неупокоенный дух бродит по берегу и плачет: «Где мои дети?!». Считается, что если Ла Ллорна встретит одинокого ребенка, то обязательно заберет его с собой.
В японской мифологии существует образ духа дождя, называемый Амэ-онна или «женщина дождя». Изначально так называли одно из древних божеств, покровительствующих сельскому хозяйству и почитающееся у фермеров. Однако со временем все изменилось, и Амэ-Онна стала изображаться как неряшливая уродливая женщина, охотящаяся на новорожденных младенцев. В современной Японии «амэ-онна» (или «амэ-отоко», если это мужчина) называют несчастливого человека, которого вероятно сглазили, ибо его присутствие сопровождается нежелательными осадками и неприятностями. Амэ-Онна изображают женщиной, стоящей под дождем и слизывающую капли дождя со своих рук, с зонтом или мешком для несчастных жертв.
Про проводников душ мы уже поговорили, но балом правят все-таки не они. Божества, ответственные за то, чтобы царство мертвых исправно работало целую вечность, есть практически в каждом пантеоне. Аид в Греции, Осирис в Египте, Хель в германо-скандинавской мифологии, Эрешкигаль в Древней Месопотамии, Седна у эскимосов, Эмма в Японии, Хине-нуи-те-по у маори и прочие. Очевидно, древние люди не испытывали иллюзий по поводу человеческой организованности даже в вопросах смерти. Чаще всего властители подземного мира вели замкнутый образ жизни, старались не влезать ни в какие конфликты и фанатично оберегали изолированность своих владений. К смертным они относились сдержанно, критически оценивали заслуги клиента в течение его жизни и выносили свой приговор. Кто-то ограничивался местным аналогом ада, а кто-то придумывал оригинальные и жестокие наказания тем, кто вел себя не очень хорошо. Для паинек же создавались более приятные условия в VIP – районе с поющими ангелами и бесплатным шведским столом.
Образ бога смерти должен был быть как можно более пугающим и отрешенным, чтобы создавать даже у последнего злодея иррациональный страх, что за его поступки ему придется когда-то поплатиться. И это неотвратимо.
Подземное царство – мистическое место со своими законами, которые распространяются даже на богов. Вспомните историю сына Одина — Бальдра, которому даже со своим божественным происхождением не удалось выбраться из владений Хель. Однако, несмотря на издержки профессии, боги смерти не всегда бывают кровожадными и во многих древних культах выступают покровителями как смерти, так и жизни.
Спасибо за прочтение! Если вы увидели какие-нибудь другие интересные отсылки или посмотрели на игру с нового угла – поделитесь в комментариях, мне будет интересно
Парад Спойлеров: Death Stranding. Что случилось с миром игры и кто такой Сэм?
Ответы на главные вопросы сюжета.
Sports.ru запускает формат «Парад Спойлеров». В нем мы будем говорить о сюжетных играх, которые хочется обсуждать во всех подробностях, включая всевозможные плот-твисты – такому нет места в обычных рецензиях. Здесь же вы не только сможете узнать сюжет игры или освежить память, но и обсудить волнующие моменты в комментариях.
Death Stranding как раз из тех игр, чью историю сложно усвоить за один раз – проще разбирать происходящее по сюжетным главам. В этот раз поговорим о событиях, которые разворачиваются в прологе и первой главе – уже там даются ответы на некоторые ключевые вопросы, возникшие еще с первых тизеров. Но поскольку Хидэо Кодзима раскрывает темы в хаотичном порядке, мы упростим структуру повествования и добавим конкретики.
Death Stranding – о чем она? Почему герой – курьер? При чем тут младенцы и Трамп?
По сути, первые часы игры – это сильно расширенные сцены, показанные в трейлерах. Видно, что Кодзима не хотел раскрывать ничего лишнего, поэтому монтировал ролики из почти исключительно из ранних глав.
Что вообще за Death Stranding и почему мир в руинах?
Земле недалекого будущего пережила глобальный катаклизм Выход смерти (Death Stranding). Планету сотрясла серия мощных взрывов, уничтожившая города – с ней появились твари (в английской версии их называют BT), невидимые человекоподобные существа из загробного мира. Неизвестно, почему все это произошло, персонажи лишь говорят, что в то время «люди стали жить лишь для себя». Кодзима не стесняется проговаривать мораль игры (разобщение людей – плохо) открытым текстом.
Похожие взрывы теперь происходят каждый раз, когда тварь соприкасается с людьми. Это и геймлейная механика: если крупный BT (здешние мини-боссы) убьет главного героя, на этом месте появится гигантский непроходимый кратер. Со временем ландшафт восстановится.
При взрыве выделяется огромное количество хиралия – этот элемент происходит из загробного мира. Хиралий искажает погодные осадки – темпоральные дожди (Timefall) «крадут время» всего, к чему прикасаются. Например, намокший от капель волос тут же поседеет, а кожа покроется морщинами. То же происходит и с сооружениями – метал покрывается ржавчиной, постройки рушатся. Позже осадки становятся обычной дождевой водой.
Что логично, в атмосфере появились и хиралиевые облака. Поскольку хиралий создает подобие невесомости, в мире Death Stranding давно не летают самолеты.
События игры происходят спустя не одно десятилетие после Выхода смерти – уцелевшие люди уже вырастили новое поколение. В большинстве своем, выживальщики (preppers – американский сленг, означающий людей, готовящихся к апокалипсису в мирное время) изолированно живут в бункерах и зачастую страдают агорафобией, боязнью открытых пространств. Чтобы как-то существовать, они пользуются услугами курьеров, доставляющих грузы в специальные терминалы их убежищ.
К чему все эти мертвые киты и серые пляжи?
Одно из ключевых мест в Death Stranding – так называемые Берега (в оригинале Beaches – Пляжи), почти не изученное измерение в загробном мире. Доподлинно известно, что у каждого человека Берег свой, а вот у животных их нет вовсе. При нормальном положении вещей Берег должен служить своеобразным лимбо для человеческой души, прежде чем она отправится куда-то еще. Но после Выхода смерти души стали застревать на Берегах и появляться в мире живых в виде тварей.
Единственный способ избежать катастрофы – вовремя отвезти умершего в крематорий, чтобы полностью сжечь. При сжигании хиралий все равно выделяется в атмосферу и, соответственно, привлекает тварей, из-за чего крематории строят в горах, вдали от людей.
Что за младенцы в капсулах?
ББ (Бридж Бэби) – крайне важный и неизученный инструмент, созданный «Бриджес». Это особые недоношенные младенцы, которых извлекли из находящихся в коме матерей. Из-за такого происхождения плод оказывается привязан одновременно к миру живых и мертвых, что позволяет ему видеть тварей. Капсула симулирует материнскую утробу, обманывающую организм ББ – правда, иногда их приходится синхронизировать с матерью через хиральную сеть.
Через специальный разъем пуповину ББ подключают к одрадеку – сканеру на плече курьера, показывающему очертания тварей.
Хотя такие младенцы в общем-то являются живыми людьми, существовать вне капсулы или вырасти они уже не смогут – поэтому курьерам советуют относиться к ним как к оборудованию и не привязываться эмоционально. Примерный срок службы ББ составляет около года, после чего неисправных младенцев утилизируют.
Хиральная сеть – местные наномашины
Выжившие после Выхода смерти ученые обнаружили, что хиралий можно применить в науке. Они изобрели хиральную сеть – способ связи вроде интернета. Это практически машина времени, использующая Берега, где время идет совершенно иначе. Берега заменили квантовые суперкомпьютеры, они способны производить сложнейшие вычисления за доли секунды.
Через хиральную сеть можно передавать немыслимые объемы данных, будь то голос, видео или даже структуру предметов для хиральных принтеров. Таким образом, вместе с глобальной катастрофой человечество получило и фундамент для огромного технологического скачка.
Death Stranding поздравит вас с днем рождения – ровно в тот день, который вы укажете в начале игры
Мощность сети напрямую зависит от количества подключенных к ней узлов. Главному герою как раз-таки поручают подключить всех выживальщиков Америки – и тем самым объединить страну и дать людям шанс исправить последствия Выхода смерти. Добавлять узлы можно только вручную, используя особое устройство «Кьюпид» (ожерелье с протоколами сети, которое носит протагонист).
Кто такой Сэм?
Главный герой Сэм Портер Бриджес – один из курьеров. Его вырастила последняя президент Америки, Бриджет Стрэнд, вместе с ее родной дочерью Амелией. Когда-то Сэм заработал репутацию легенды среди курьеров организации «Бриджес», но позже по каким-то причинам подался во фрилансеры. Кстати, если вы начали замечать одни и те же слова в разных значениях – знайте, что в оригинале курьеров называют «porters», то есть полное имя Сэма до неприличия говорящее.
Сэм неразлучен с фотографией, на которой изображен он, Бриджет и беременная женщина с размытым лицом. Вероятно, это погибшая жена героя и их ребенок. Сэм никак не комментирует изображение, а другие персонажи лишь говорят ему, что «прошлое не смыть».
У протагониста есть два довольно редких дара. Во-первых, он имеет ДУМ (герои не расшифровывают аббревиатуру) второго уровня, что позволяет ему чувствовать (но не видеть: для этого нужно иметь уровень ДУМ выше. Или быть ББ) присутствие тварей. Побочный эффект от ДУМ – различные фобии. Сэм, например, страдает гаптофобией, то есть боязнью физических контактов с другими людьми. Во-вторых, главный герой – возвращенец. Так называются люди, которые способны буквально воскреснуть после смерти.
После гибели Сэм оказывается в Шве – океане в загробном мире, где пребывают души умерших, от которых стремятся вверх черные нити. Чтобы вернуться к жизни, герой подплывает к своей нити и касается ее.
Кровь возвращенцев также по какой-то причине жутко пугает тварей и даже наносит им вред. Именно поэтому Сэм станет первым человеком в истории, уничтожившим тварь. Для этого он использует гематическую гранату из собственной крови.
У Сэма часто текут слезы из-за того, что обладателям ДУМ свойственна хиральная аллергия. У Сэма она проявляется еще и появлением гусиной кожи – из-за сочетания с гаптофобией.
Обзор Death Stranding от Мэддисона – вершина постиронии. Он нашел все скрытые смыслы в игре
При всем этом Сэм Портрер Бриджес – самый загадочный персонаж игры.
Теперь о самих событиях начала игры
Сэм едет с грузом по дикой местности, но теряет управление трициклом (мотоцикл с двумя передними колесами) и лишается транспорта. Начинается темпоральный дождь; в поисках убежища герой прячется под каменистым навесом. Там его находит тварь, приближение которой он видит по следам, заполняющимся антиматерией. Его спасает взявшаяся из ниоткуда девушка Фрэджаил (Леа Сейду), сигнализирующая задержать дыхание (твари не видят людей, а ориентируются по шуму и дыханию). Когда опасность минует, она проговаривает вслух факты о тварях, ДУМ, хиральной аллергии и так далее – в первую очередь, конечно, для игрока.
Фрэджаил демонстрирует Сэму пагубный эффект темпорального дождя на собственном примере: снимает перчатку и показывает морщинистую, явно старческую кисть. Девушка, полностью облаченная в черный костюм, говорит, что «промокла от шеи до пят» – поэтому она прячет тело. Напоследок она задвигает проникновенную речь о том, что честных людей вроде Сэма осталось мало и, попрощавшись, растворяется в воздухе, держа футуристический и явно не очень практичный зонтик с логотипом Fragile Express.
Когда Сэм добирается в Центральный узел (так называются поселения на несколько тысяч человек, заменившие города) и доставляет груз, ему приходит сообщение с высшим приоритетом – немного подумав, герой игнорирует его и уходит.
Далее протагонист встречает другого курьера, Игоря. Тот просит помочь с доставкой в крематорий трупа, который вот-вот станет приманкой для тварей. Причина смерти крайне редкая – самоубийство. Герой садится на грузовик с еще одним курьером и отправляется в путь. В дороге на них нападают твари, грузовик переворачивается, время некроза подходит к концу. На грузовике мельком появляется антагонист Хиггс (Трой Бейкер), жестом приказывает тварям атаковать и тут же исчезает. Монстры хватают двух курьеров, они в отчаянии убивают себя.
Death Stranding – одна из важнейших игр вообще. И я не фанат Кодзимы
Сэм впервые оживает, оказываясь возвращенцем. Он приходит в сознание в комнате Столичного узла, где его встречает Дэдмен (Гильермо дель Торо), врач «Бриджес» – и вводит в курс происходящего, объясняя новую способность Сэма. По словам Дэдмена, «Бриджес» переживает кризис, а уничтожение Центрального узла еще сильнее ухудшило их положение – повезло лишь, что управления организации не было в городе в момент взрыва.
Герой возмущается, что на него надели наручники. Оказывается, это скорее многофункциональное устройство вроде наручного компьютера, а также символ причастности «Бриджес». Ведь наручники можно интерпретировать как узы или связь – так Кодзима вновь показывает, что не стесняется очевидных метафор.
Тут же доктор поручает Сэму срочную работу, доставить морфий президенту – на что герой замечает, что «Америки больше нет, а значит президента тоже быть не может». Сэм не понимает, почему Бриджет продолжают называть президентом в текущих обстоятельствах и не верит, что страну возможно (и стоит) вернуть. Он подозревает, что дело тут не в доставке, а лишь предлог, чтобы президент увиделась с ним.
У лежащей на больничной койке Стрэнд терминальная стадия рака. В личном разговоре с Сэмом она напоминает о давно пропавшей дочери Амелии, которая отправилась с конвоем, чтобы воссоединить Америку – по словам Бриджет, она хотела отправить Сэма, а не ее. Теперь же президент умоляет его помочь Амелии и вместе с ней восстановить страну. Сэм говорит, что Америка – пережиток прошлого, в то время как Бриджет считает объединение людей единственным шансом на будущее для человечества.
В предсмертном порыве президент бросается на Сэма, умоляя выполнить последнюю просьбу, и касается его браслета-наручников, заключая контракт – на что он все-таки не одергивает руку. В последнюю минуту она говорит, что будет ждать его на береге, а Сэм в ее лице видит и Амелию, какой он ее помнит. Что интересно, внешность Бриджет и Амелии подарила актриса Линдси Вагнер, облик которой состарили и омолодили соответственно для обеих героинь.
Дайхардмен берет временное управление страной от лица Бриджет, в то время как Сэм должен доставить замотанный труп президента на спине к крематорию в строжайшей секретности. Достойных похорон «Бриджес», увы, организовать ей не сможет – иначе тайну не сохранить.
Саундтрек Death Stranding божественен. Тут композиции от Алана Уокера, CHVRCHES, Bring Me The Horizon и других
Когда герой добирается до точки назначения и сжигает тело, ему говорят «избавиться и от второго груза». В сумке Сэм находит ББ-28 – того самого, которым пользовался Игорь, и неисправность которого назвали причиной произошедшего взрыва. Тем временем повысившаяся вокруг крематория плотность хиралия привлекла тварей, загнав героя в ловушку. Сэм не решается уничтожить ББ и подключает его к себе.
При этом он впервые видит воспоминание ББ-28, в котором ребенок смотрит на Клиффа (Мадс Миккельсен) в деловом костюме.
Герой чудом возвращается в Столичный узел, где ему напоминают, что от младенца придется избавиться. Он отключает его, смирившись с решением, но слышит звуки из капсулы. После повторного подключения ББ разворачивается к Сэму лицом, показывая еще одно воспоминание: Клифф обещает ББ, что всегда будет с ним, и напевает колыбельную. Между ребенком и главным героем устанавливается некая связь.
Уже внутри Узла Дэдмен просит Сэма «встретиться с президентом», говоря о ней так, будто она не мертва – чтобы случайно не выдать тайну о случившемся. Доктор нехотя признает, что ББ-28 оказался полезен и забирает капсулу, чтобы настроить ее для использования.
Рухнувший на кровать герой тут же засыпает. Во сне он – еще ребенок – плачет на берегу, когда в кадре появляется Амелия. Она дает ему ловец снов (Сэм носит его и по сей день), обещая всегда быть с ним.