9 дуа, которые Пророк ﷺ читал перед сном
Дуа перед сном №1:
بِاسْمِكَ اللَّهُمَّ أَمُوتُ وَأَحْيَا
«Бисмика Ллаhумма амуту ва аẍья»
Смысл: «С именем Твоим, о Аллах, я оживаю и умираю» (имам аль-Бухари).
Дуа перед сном №2:
اللَّهُمَّ أَسْلَمْتُ وَجْهِى إِلَيْكَ ، وَفَوَّضْتُ أَمْرِى إِلَيْكَ ، وَأَلْجَأْتُ ظَهْرِى إِلَيْكَ ، رَغْبَةً وَرَهْبَةً إِلَيْكَ ، لاَ مَلْجَأَ وَلاَ مَنْجَا مِنْكَ إِلاَّ إِلَيْكَ ، اللَّهُمَّ آمَنْتُ بِكِتَابِكَ الَّذِى أَنْزَلْتَ ، وَبِنَبِيِّكَ الَّذِى أَرْسَلْتَ
«Аллаhумма инни аслямту ваджhи иляйка ва фавваḓту амри иляйка ва альджаъту ӟаhри иляйка раґбатан ва раhбатан иляйка. Ля мальджаа ва ля манджа минка илля иляйка. Аллаhумма аманту би китабика лляҙи анзальта ва би набиййика лляҙи арсальта».
Смысл: «О Аллах, я предался Тебе, и вручил Тебе дело своё (т.е. предоставил Тебе решать всё), и на Тебя положился из стремления к Тебе и из страха перед Тобой. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме (обращения) к Тебе! О Аллах, уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал».
От Барра бин Азиб (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк ﷺ перед тем как лечь спать, рекомендовал совершить такое же омовение, какое совершают перед молитвой, лечь на правый бок и прочесть это дуа (имамы аль-Бухари и Муслим).
Дуа перед сном №3:
بِاسْمِكَ رَبِّ وَضَعْتُ جَنْبِي ، وَبِكَ أَرْفَعُهُ ، إِنْ أَمْسَكْتَ نَفْسِي فَارْحَمْهَا ، وَإِنْ أَرْسَلْتَهَا فَاحْفَظْهَا بِمَا تَحْفَظُ بِهِ عِبَادَكَ الصَّالِحِين
«Бисмика рабби ваḓа’ту джанби ва бика арфа’уhу ин амсакта нафси фарẍамhа ваин арсальтаhа фаẍфаӟhа бима таẍфаӟу биhи ‘ибадака-ĉ-ĉалиẍин».
Смысл: «С именем Твоим, Господь мой, я улёгся на бок, и с именем Твоим я поднимусь. Если ты заберёшь душу мою, то помилуй её, а если отпустишь, то защити её посредством того, чем защищаешь Ты Своих праведных рабов».
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ рекомендовал перед тем, как лечь в постель, отряхнуть её и прочитать это дуа (имамы аль-Бухари и Муслим).
Дуа перед сном №4:
سُبْحَانَ اللهِ * اَلْحَمْدُ للهِ * اَللهُ أَكْبَر
«Субẍаналлаh» (33 раз), «Альẍамдулилляh» (33 раз), «Аллаhу акбар» (34 раз).
Дуа перед сном №5:
اللَّهُمَّ قِنِى عَذَابَكَ يَوْمَ تَبْعَثُ عِبَادَكَ
«Аллаhумма ḱини ‘аҙабака явма таб’аҫу ‘ибадака».
Смысл: «О Аллах защити меня от наказания Твоего в тот день, когда Ты воскресишь Своих рабов».
От Хафсы (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что, когда Пророк ﷺ ложился в постель, он клал правую руку под щеку и читал это дуа (Абу Давуд).
Дуа перед сном №6:
الْحَمْدُ للَّهِ الَّذِي أَطْعَمَنَا وَسَقَانَا وَكَفَانَا وَآوَانَا فَكَمْ مِمَّنْ لَا كَافِيَ لَهُ وَلَا مُؤْوِيَ
«Альẍамдулилляhи лляҙи аҭ’амана ва саḱана ва кафана ва авана факам мимман ля кафия ляhу валя муъвия».
Смысл: «Слава Аллаху, Который накормил, напоил, удовлетворил все наши нужды, который дал нам жилище. Сколько же на свете есть людей, у которых нет помощников и приюта» (имам Муслим).
Дуа перед сном №7:
اللَّهُمَّ خَلَقْتَ نَفْسِي وَأَنْتَ تَوَفَّاهَا ، لَكَ مَمَاتُهَا وَمَحْيَاهَا ، إِنْ أَحْيَيْتَهَا فَاحْفَظْهَا ، وَإِنْ أَمَتَّهَا فَاغْفِرْ لَهَا ، اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ الْعَافِيَةَ .
«Аллаhумма халяḱта нафси ва анта таваффаhа ляка маматуhа ва маẍьяhа ин аẍьяйтаhа фаẍфаӟhа ва ин аматтаhа фаґфир ляhа. Аллаhумма инни асъалюка-ль-’афияh».
Сообщается, что Ибн Умар (да будет доволен им Аллах), велел одному человеку, чтобы тот после того, как ляжет в постель, читал это дуа. Его спросили: «Это ты слышал от Умара?» На что Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) ответил: «Я слышал эти слова от того, кто является лучше, чем Умар, я слышал эти слова от Пророка ﷺ » (имам Муслим).
Дуа перед сном №8:
اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِوَجْهِكَ الْكَرِيمِ وَكَلِمَاتِكَ التَّامَّةِ مِنْ شَرِّ مَا أَنْتَ آخِذٌ بِنَاصِيَتِهِ ، اللَّهُمَّ أَنْتَ تَكْشِفُ الْمَغْرَمَ وَالْمَأْثَمَ ، اللَّهُمَّ لَا يُهْزَمُ جُنْدُكَ ، وَلَا يُخْلَفُ وَعْدُكَ ، وَلَا يَنْفَعُ ذَا الْجَدِّ مِنْكَ الْجَدُّ ، سُبْحَانَكَ وَبِحَمْدِكَ .
«Аллаhумма инни а’уҙу биваджhика-ль-карими ва калиматика-т-таммати мин шарри ма анта ахиҙун бинаĉыятиhи. Аллаhумма анта такшифу-ль-маґрама ва-ль-маъҫама. Аллаhумма ля юhзаму джундука ва ля юхляфу ва’дука ва ля янфа’у ҙа-ль-джадди минка-ль-джадду. Субẍанака ва биẍамдика».
Смысл: «О Аллах, я прибегаю к Тебе Твоей милостью, совершёнными словами от зла всего, что Тебе подвластно. О Аллах, Ты избавляешь от долгов и от прегрешений. О Аллах, Твоё воинство непобедимо, Твоё обещание не нарушается, и бесполезным перед Тобой окажется могущество обладающего могуществом, Пречист Ты и Хвала Тебе» (Абу Давуд).
Дуа перед сном №9:
بِسْمِ اللَّهِ وَضَعْتُ جَنْبِي ، اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي ذَنْبِي ، وَأَخْسِئْ شَيْطَانِي ، وَفُكَّ رِهَانِي ، وَاجْعَلْنِي فِي النَّدِيِّ الْأَعْلَى .
«Бисмилляhи ваḓа’ту джанби. Аллаhуммаґфирли ҙанби ва ахсиъ шайҭани ва фука риhани вадж’альни фи-н-надиййи-ль-а’ля».
Смысл: «Я лёг с именем Аллаха. О Аллах прости грех мой, и удали от меня моего шайтана, и освободи меня от бремени моего залога, и присоедини меня к высшему обществу» (Абу Давуд).
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Азкары перед сном достоверные
Какие поминания Аллаха перед сном являются достоверными и передаются от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? Я бы хотел узнать все из них.
Текст ответа
Достоверных поминаний Аллаха перед сном, которые передаются в Сунне, очень много.
Ан-Науауи, да помилует его Аллах, даже сказал:
اعلم أن الأحاديث والآثار في هذا الباب كثيرة ، وفيما ذكرناه كفاية لمن وفق للعمل به ، وإنما حذفنا ما زاد عليه خوفا من الملل على طالبه ، ثم الأَولى أن يأتي الإنسان بجميع المذكور في هذا الباب ، فإن لم يتمكن اقتصر على ما يقدر عليه من أهمه
«Знай, что есть много хадисов и преданий о том, что говорили сподвижники перед сном. Но и того, что нами было приведено, достаточно для человека, который сможет применять это на практике. Мы удалили иные хадисы и предания из опасения, что большой текст может наскучить читателю. Предпочтительнее повторять всё, что приведено в этой главе, а если кто-нибудь не сможет делать этого, то пусть ограничится наиболее важным и тем, что будет ему по силам»
Ан-Науауи. Аль-Азкяр. С. 95.
Далее мы перечислим достоверные хадисы по этой теме:
1. Сообщается от ‘Аиши, да будет доволен ее Аллах, что она сказала:
«Каждую ночь перед тем как лечь в постель, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, соединял кисти рук и поворачивал ладони к себе, потом поплёвывал на них и читал суры „Искренность“, „Рассвет“ и „Люди“, а потом проводил ладонями по всему телу, куда только мог дотянуться, начиная с головы, лица и всей передней поверхности тела, и он делал это трижды»
Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 5017.
2. Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он сказал:
«(Однажды) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поручил мне хранить собранный в рамадане закят. (Через некоторое время) ко мне пришёл (какой-то человек), который принялся пригоршнями набирать себе еду. Я схватил его и сказал ему: „Я непременно отведу тебя к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует“». В заключительной части хадиса сказано, что этот человек сказал Абу Хурайре, да будет доволен им Аллах: «Когда будешь ложиться спать, то читай аят Трона, и с тобой всегда будет находиться хранитель от Аллаха, а шайтан не (сможет) приблизиться к тебе до самого утра». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Он сказал правду, хотя является лжецом. (Ведь) то был шайтан»
Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 2311.
3. Сообщается от Абу Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
مَنْ قَرَأَ بِالْآيَتَيْنِ مِنْ آخِرِ سُورَةِ الْبَقَرَةِ فِي لَيْلَةٍ كَفَتَاهُ
Тому, кто станет читать ночью два последних аята из суры „Корова“, этого ему будет достаточно.
Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 5009. Муслим. Ас-Сахих, № 808.
Ученые разногласили о смысле слов „будет достаточно“: возможно, чтение этих аятов будет достаточно для защиты от любого зла; может быть, этого будет достаточно для совершения ночной молитвы. Возможно, в этой фразе заключены оба смысла сразу.
4. Передается от Науфаля аль-Ашджа‘и, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему:
اقْرأ : ( قُلْ يا أيُّها الكافِرُونَ ) ثُمَّ نَمْ على خاتِمَتِها ، فإنَّها بَرَاءَةٌ مِنَ الشِّرْكِ
Читай: „Скажи: „О неверные!“ , и засыпай после завершения (чтения). Воистину, она (эта сура) избавляет от многобожия.
Абу Дауд. Ас-Сунан, № 5055; Ибн Хаджар в «Натаиджу-ль-афкяр» (Т. 3. С. 61) сказал, что хадис хороший.
Я скажу: у нас он спорный, не вызывающий уверенность.
5. ‘Аиша, да будет доволен ее Аллах, сказала:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ложился спать, пока не прочитывал суру „Ночное путешествие“ и „Толпы“.
Ат-Тирмизи. Ас-Сунан, № 3402; он сказал, что это хороший хадис; Ибн Хаджар в «Натаиджу-ль-афкяр» (Т. 3. С. 65) также сказал, что хадис хороший.
Я скажу: у нас он спорный, не вызывающий уверенность. Этот хадис сосредоточен на Маруане ибн Аби Любаба аль-Хуза’а.
6. Передается, что Хузайфа ибн аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, готовился ко сну, он говорил:
باسمك اللهم أموت وأحيا
(Би-сми-кя, Аллаhумма, амуту уа ахIйа)
С именем Твоим, о Аллах, я умираю и оживаю
а когда просыпался говорил:
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَحْيَانَا بَعْدَ مَا أَمَاتَنَا وَإِلَيْهِ النُّشُورُ
(Аль-хIамду ли-Лляhи-ллязи ахIйа-на ба‘да ма амата-на уа иляй-hи-н-нушур)
Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как Он умертвил нас, и Который воскресит нас к Себе
Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 6324.
7. Аль-Бара ибн ‘Азиб передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Когда захочешь лечь спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой, ляг на правый бок и скажи: „О Аллах, обратил к Тебе лицо свое, и вручил Тебе дело своё, и на Тебя положился из стремления к Тебе и из страха перед Тобой. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме (обращения) к Тебе. О Аллах, я уверовал в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в пророка Твоего, которого Ты послал“. И если ты умрёшь этой ночью, то (умрёшь) в присущем тебе от рождения состоянии /фитра/, а потому сделай эту мольбу последним, что ты будешь говорить (в этот день)“. Когда я повторил эту мольбу Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, то, дойдя до слов „О Аллах, я уверовал в Твоё Писание, которое Ты ниспослал“, я сказал: „…в посланника Твоего, которого Ты послал“. Тогда Пророк сказал: „Нет, в пророка Твоего, которого Ты послал“».
Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 6311. Муслим. Ас-Сахих, № 2710.
8. Сообщается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
إِذَا أَوَى أَحَدُكُمْ إِلَى فِرَاشِهِ فَلْيَنْفُضْ فِرَاشَهُ بِدَاخِلَةِ إِزَارِهِ فَإِنَّهُ لَا يَدْرِي مَا خَلَفَهُ عَلَيْهِ ثُمَّ يَقُولُ : بِاسْمِكَ رَبِّ وَضَعْتُ جَنْبِي ، وَبِكَ أَرْفَعُهُ ، إِنْ أَمْسَكْتَ نَفْسِي فَارْحَمْهَا ، وَإِنْ أَرْسَلْتَهَا فَاحْفَظْهَا بِمَا تَحْفَظُ بِهِ عِبَادَكَ الصَّالِحِينَ
(Би-сми-кя, Рабби, уада‘ту джанби уа би-кя арфа‘у-hу, ин амсакта нафси, фа-рхIам-ха, уа ин арсальта-ха, фа-хIфаз-ха би-ма тахIфазу би-hи ‘ибада-кя-с-салихIин)
«Когда кто-нибудь из вас захочет лечь в постель, пусть отряхнет её внутренней стороной своего изара, ведь он не знает, что может оказаться на ней после его ухода. Потом пусть он скажет: „С именем Твоим, Господь мой, я улёгся на бок, и с именем Твоим я поднимусь. Если Ты заберёшь душу мою, то помилуй её, а если отпустишь, то защити её посредством того, чем защищаешь Ты Своих праведных рабов!“
Аль-Бухари. Ас-Сахих, № 6320. Муслим. Ас-Сахих, № 2714.
9. Сообщается от ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда Фатыма, да будет доволен ее Аллах, отправилась к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, просить слугу, он сказал:
10. Передают со слов Хафсы, да будет доволен ею Аллах, что когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел спать, он клал правую руку под щеку и трижды говорил:
اللَّهُمَّ قِنِى عَذَابَكَ يَوْمَ تَبْعَثُ عِبَادَكَ
«О Аллах, защити меня от кары Твоей в тот День, когда Ты воскресишь Своих рабов!
(Аллахумма кы-ни ‘азаба-кя йаума таб‘асу ‘ибада-кя).
Абу Дауд. Ас-Сунан, № 5045; Ибн Хаджар в «Фатху-ль-Бари» (Т. 11. С. 119) сказал, что хадис достоверный.
11. Сообщается со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что, улёгшись в постель, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَطْعَمَنَا وَسَقَانَا وَكَفَانَا وَآوَانَا فَكَمْ مِمَّنْ لَا كَافِيَ لَهُ وَلَا مُؤْوِيَ
(Аль-хамду ли-Лляхи-ллязи ат‘ама-на, уа сака-на, уа кяфа-на, уа ауа-на. Фа-кям мимман ля кяфийа ля-ху уа ля му’уийа).
«Хвала Аллаху, Который накормил, напоил и защитил нас, и дал нам приют, а сколь много таких, для кого нет ни защитника, ни дающего приют!
Муслим. Ас-Сахих, № 2715.
12. Передается со слов ‘Абдуллах ибн ‘Умара, что он велел одному мужчине, когда тот станет ложится в постель, перед сном, сказать:
اللَّهُمَّ خَلَقْتَ نَفْسِي وَأَنْتَ تَوَفَّاهَا ، لَكَ مَمَاتُهَا وَمَحْيَاهَا ، إِنْ أَحْيَيْتَهَا فَاحْفَظْهَا ، وَإِنْ أَمَتَّهَا فَاغْفِرْ لَهَا ، اللَّهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ الْعَافِيَةَ
( Аллахумма, халякта нафси уа Анта тауаффа-ха, ля-кя мамату-ха уа махйа-ха. Ин ахйайта-ха фа-хфаз-ха, уа ин аматта-ха, фа-гфир ля-ха. Аллахумма, инни ас’алю-кя-ль-‘афийата).
Тогда этот человек спросил его: «Слышал ли ты эти слова от ‘Умара?», на что он ответил: «От того, кто лучше ‘Умара, от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
Муслим. Ас-Сахих, № 2712.
13. Сухайль сказал, что Абу Салих велел им, когда кто-то из них готовился ко сну, ложиться на правый бок и говорить:
اللَّهُمَّ رَبَّ السَّمَاوَاتِ وَرَبَّ الْأَرْضِ وَرَبَّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ ، رَبَّنَا وَرَبَّ كُلِّ شَيْءٍ ، فَالِقَ الْحَبِّ وَالنَّوَى ، وَمُنْزِلَ التَّوْرَاةِ وَالْإِنْجِيلِ وَالْفُرْقَانِ ، أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ كُلِّ شَيْءٍ أَنْتَ آخِذٌ بِنَاصِيَتِهِ ، اللَّهُمَّ أَنْتَ الْأَوَّلُ فَلَيْسَ قَبْلَكَ شَيْءٌ ، وَأَنْتَ الْآخِرُ فَلَيْسَ بَعْدَكَ شَيْءٌ ، وَأَنْتَ الظَّاهِرُ فَلَيْسَ فَوْقَكَ شَيْءٌ ، وَأَنْتَ الْبَاطِنُ فَلَيْسَ دُونَكَ شَيْءٌ ، اقْضِ عَنَّا الدَّيْنَ ، وَأَغْنِنَا مِنْ الْفَقْرِ
(Аллахумма, Рабба-с-самауати, уа Рабба-ль-арды, уа Рабба-ль-‘арши-ль-‘азыми, Рабба-на, уа Рабба кулли шай’ин! Фалика-ль-хабби уа-н-науа, уа мунзиля-т-Таурати, уа-ль-Инджили, уа-ль-Фуркани, а‘узу би-кя мин шарри кулли шай’ин Анта ахызун би-насыйати-хи! Анта-ль-Аууалю фа-ляйса кабля-кя шай’ун, уа Анта-ль-Ахыру, фа-ляйса ба‘да-кя шай’ун, уа Анта-з-Захиру, фа-ляйса фаука-кя шай’ун, уа Анта-ль-Батыну, фа-ляйса дуна-кя шай’ун, икды ‘ан-на-д-дайна уа агни-на мина-ль-факри!)
«О Аллах, Господь небес, Господь земли, Господь великого престола, Господь наш и Господь всего! (О) Тот, Кто расщепляет зёрна и ядра, (Кто) ниспослал Тору, Евангелие и Коран, прибегаю к Твоей защите от зла всего сотворенного, ведь всё подвластно Тебе! О Аллах, Ты – Первый, и не было ничего до Тебя, Ты − Последний, и не будет ничего после Тебя, Ты – Явный (Высочайший), и нет ничего над Тобой, Ты − Скрытый, и нет ничего без Тебя, избавь же нас от долга и избавь нас от бедности!
Муслим. Ас-Сахих, № 2713.
14. Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что, отправившись в постель, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِوَجْهِكَ الْكَرِيمِ وَكَلِمَاتِكَ التَّامَّةِ مِنْ شَرِّ مَا أَنْتَ آخِذٌ بِنَاصِيَتِهِ ، اللَّهُمَّ أَنْتَ تَكْشِفُ الْمَغْرَمَ وَالْمَأْثَمَ ، اللَّهُمَّ لَا يُهْزَمُ جُنْدُكَ ، وَلَا يُخْلَفُ وَعْدُكَ ، وَلَا يَنْفَعُ ذَا الْجَدِّ مِنْكَ الْجَدُّ ، سُبْحَانَكَ وَبِحَمْدِكَ
(Аллахумма, инни а‘узу би-уаджхи-кя-ль-карими уа калимати-кя-т-таммати мин шарри ма Анта ахызун би-насыйати-хи! Аллахумма, Анта такшифу-ль-маграма уа-ль-ма’сама, Аллахумма, ля йухзаму джунду-кя, уа ля йухляфу уа‘ду-кя, уа ля йанфа‘у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд! Субхана-кя уа би-хамди-кя!)
«О Аллах, поистине, я прибегаю (к Тебе) посредством Твоего благородного Лика и Твоих совершенных слов от зла того, что Тебе подвластно! О Аллах, Ты избавляешь от долга и прощаешь грех, о Аллах, не потерпит поражение Твоё войско, и не будут нарушены Твои обещания, и бесполезным пред Тобой окажется богатство обладающего богатством! Слава Тебе и хвала Тебе!
Абу Дауд. Ас-Сунан, № 5052; ан-Науауи в «аль-Азкяр» (С. 111) и Ибн Хаджар в «Натаиджу-ль-афкяр» (Т. 2. С. 384) сказали, что хадис достоверен.
15. Передают со слов Абу-ль-Азхара аль-Анмари, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, улёгшись ночью в постель, говорил:
بِسْمِ اللَّهِ وَضَعْتُ جَنْبِي ، اللَّهُمَّ اغْفِرْ لِي ذَنْبِي ، وَأَخْسِئْ شَيْطَانِي ، وَفُكَّ رِهَانِي ، وَاجْعَلْنِي فِي النَّدِيِّ الْأَعْلَى
(Би-сми-Лляхи уада‘ту джанби. Аллахумма-гфир-ли занби, уа ахси’ шайтани, уа фукка рихани, уа-дж‘аль-ни фи-н-надиййи-ль-а‘ля!)
С именем Аллаха я улёгся на бок. О Аллах, прости грех мой, прогони моего шайтана, освободи меня от зависимости (от него) и введи меня в высшее общество.
Абу Дауд. Ас-Сунан, № 5054; ан-Науауи в «аль-Азкяр» (С. 125) и Ибн Хаджар в «Натаиджу-ль-афкяр» (Т. 3. С. 60) сказали, что хадис хороший.
Я скажу: аз-Заhаби также удостоверил. Абу аль-Азhар, сподвижник, его имя не известно.
Источник: Мухаммад Салих аль-Мунаджид. Критику хадисам сделал Дажузи Абу Усман.
Поминания Аллаха /азкар/, произносимые утром и вечером
Вопрос
Я бы хотел, чтобы Вы собрали мне все достоверные хадисы, в которых упоминаются утренние и вечерние поминания Аллаха, чтобы Ваш сборник был для нас ежедневным источником для чтения этих поминаний Аллаха.
Далее будет приведен сокращенный сборник достоверных хадисов, которые нам удалось собрать, и в которых приводятся утренние и вечерние поминания Аллаха:
— передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День Воскресения никто не принесёт с собой ничего лучшего, чем тот, кто утром и вечером будет по сто раз повторять: „Пречист Аллах от всяких недостатков и хвала Ему[3]“, если не считать человека, который станет говорить нечто подобное или добавлять к этому что-нибудь»[4];
— сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел мужчина и сказал: „О Посланник Аллаха, если бы ты знал, что я вчера перенес от укуса скорпиона!“ Тот ответил ему: „Если бы ты прочитал на ночь: „Я прибегаю за защитой к совершенным словам Аллаха от зла того, что Он сотворил“[5], тебе бы не было вреда»[6];
— сообщается от Ибн ‘Умар сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не оставлял эти мольбы (и говорил их), когда наступало утро, и когда наступал вечер: „О Аллах, поистине, я прошу Тебя о благополучии в мире этом и в мире ином, о Аллах, поистине, я прошу Тебя о прощении и благополучии в моей религии и моих мирских делах, в моей семье и в моём имуществе. О Аллах, прикрой мою наготу и огради меня от страха, о Аллах, защити меня спереди, и сзади, и справа, и слева, и сверху, и я прибегаю к величию Твоему от того, чтобы быть предательски убитым снизу!“[9]»[10];
— передается от Абу Хурайры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда наступало утро, говорил: «О Аллах, благодаря Тебе мы дожили до утра и благодаря Тебе мы дожили до вечера, Ты даёшь нам жизнь, и Ты лишаешь нас её, и Ты воскресишь нас к Себе»[11], а когда наступал вечер, говорил: «О Аллах, благодаря Тебе мы дожили до вечера и благодаря Тебе мы дожили до утра. Ты даёшь нам жизнь, и Ты лишаешь нас её, и к Тебе предстоит прибытие[12]»[13];
— сообщается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто сто раз в день скажет: „Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он всё может“[14], запишется такая же (награда, какая полагается) за освобождение десяти рабов, и запишется ему (совершение) ста добрых дел, и будут стёрты записи о ста его дурных делах, и послужат они ему защитой от шайтана на этот день до самого вечера, и никто не сможет сделать ничего лучше сделанного им, кроме (такого) человека, который сделает ещё больше»[15];
— передается от Абу ‘Аййаша, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто скажет утром: „Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он всё может“, запишется такая же (награда, какая полагается) за освобождение раба из числа потомков Исма‘ила, и запишется ему (совершение) десяти добрых дел, и будут стёрты записи о десяти его дурных делах, и будет он возвышен на десять ступеней, и будет он защищён от шайтана (в этот день) до самого вечера. Если же человек произнесёт эти слова вечером, то будет то же самое (и будет он защищён от шайтана этой ночью) до самого утра»[16];
— сообщается от Анаса ибн Малика, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Фатыме: «Что мешает тебе выслушать наставление, которое я тебе дам? Говори утром и вечером: „О Живой, о Вечносущий, обращаюсь за защитой к Тебе! Приведи в порядок все мои дела и не доверяй меня душе моей ни на мгновение!“[17]»[18];
— передается, что Ибн Мас‘уд сказал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, с наступлением вечера говорил: «Вечер настал для нас и для (всего) подвластного Аллаху, хвала Аллаху, нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, Ему хвала и Он всё может. Господь мой, прошу Тебя о благе того, что будет этой ночью, и благе того, что за ней (последует), и прибегаю к Твоей защите от зла того, что будет этой ночью, и зла того, что за ней (последует)! Господь мой, прибегаю к Твоей защите от нерадения и (злополучия) старческой дряхлости; Господь мой, прибегаю к твоей защите от мучений в огне и мучений в могиле![19]». А когда наступало утро, он также говорил: «Утро настало для нас и для (всего) подвластного Аллаху…[20]»[21];
— сообщается от слуги Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах непременно сделает довольным в День Воскресения того мусульманина, который по вечерам и по утрам трижды станет говорить: „Доволен я Аллахом как Господом, исламом − как религией, и Мухаммадом − как пророком“[22]»[23];
— передается от ‘Абдуллаха ибн Хубайба, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Читай по три раза утром и вечером суры „Искренность“, „Рассвет“ и „Люди“[24], и этого будет достаточно, чтобы избавить тебя от всего (дурного)»[25];
— сообщается от ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Того, кто каждый вечер по три раза станет говорить: „С именем Аллаха, с именем Которого ничто не причинит вреда ни на земле, ни на небе, ведь Он − Слышащий, Знающий!“[26] − не постигнет нежданная беда до утра. И кто станет трижды говорить ее каждое утро, то его не постигнет нежданная беда до вечера»[27];
— этот же хадис в иной версии: «Ничто не повредит (тому) рабу (Аллаха), который каждое утро и каждый вечер будет по три раза говорить: „С именем Аллаха, с именем Которого ничто не причинит вреда ни на земле, ни на небе, ведь Он − Слышащий, Знающий!“»[28];
— передается от Абу ад-Дарды, да будет доволен им Аллах: «Того, кто каждое утро и каждый вечер станет по семь раз произносить слова: „Достаточно мне Аллаха; нет бога, кроме Него; на Него я уповаю, и Он − Господь великого престола“[29], Аллах Всевышний избавит от забот»[30]; для дополнительной информации обратитесь к ответу № 118105;
— сообщается от Джувайрийи, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) после совершения утренней молитвы Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел от неё. В это время она находилась в месте совершения своей молитвы. Утром, во время (совершения молитвы) духа[31], он вернулся обратно, (увидел, что) она сидит, и спросил: «Ты всё ещё находишься в том же положении, в котором я тебя оставил?» (Джувайрийа, да будет доволен ею Аллах,) ответила: «Да», и тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Выйдя от) тебя, я трижды повторил четыре слова, но если (сравнить их) по весу со всем сказанным тобой с начала дня, (мои слова) обязательно перевесят! (Я говорил): „Слава Аллаху и хвала Ему (столько раз, сколько существует) Его творений, и (сколько будет) Ему угодно, и (пусть вес этих славословий и похвал будет равен) весу Его трона, и (пусть для записи их потребуется столько же) чернил, (сколько нужно их для записи) Его слов!“[32]»[33].
А Всевышнему Аллаху ведомо лучше.
[1] Здесь и далее знак (‘) означают букву ‘айн, знак (’) – букву хамза. Транслитерация с араб.: «Аллахумма, Анта Рабби, ля иляха илля Анта, халякта-ни уа ана ‘абду-кя, уа ана ‘аля ‘ахди-кя уа уа‘ди-кя ма-стата‘ту. А‘узу би-кя мин шарри ма сана‘ту, абу’у ля-кя би-ни‘мати-кя ‘аляййя, уа абу’у ля-кя би-занби, фа-гфир ли, фа-инна-ху ля йагфи-ру-з-зунуба илля Анта!»