Полёты во сне и наяву
Из Википедии — свободной энциклопедии
Плакат художника Александра Махова
сценария
ролях

«Полёты во сне и наяву́» — советский художественный фильм в жанре трагикомедии режиссёра Романа Балаяна по сценарию Виктора Мережко. Картина находилась в производстве в 1981—1982 годах. Натурные съёмки прошли во Владимире и окрестностях города. Фильм вышел на экраны в 1983 году.
Картина повествует о трёх днях из жизни сотрудника архитектурного бюро Сергея Макарова накануне его сорокалетия, переосмыслении прожитых лет. Лента получила высокую оценку критики за сценарий и режиссёрскую работу. Полемику в среде специалистов вызвал образ главного героя и его воплощение Олегом Янковским. «Полёты во сне и наяву» стали современным размышлением на тему лермонтовского и чеховского «лишнего человека», кризиса среднего возраста и кризиса целого поколения эпохи развитого социализма. Наряду с «Отпуском в сентябре» и «Осенним марафоном», картина прозвучала как манифест поколения 1970—1980-х годов, затронув острые социальные и философские вопросы современности. Киноведы отмечали скрытый социальный подтекст, называя фильм «тихим диссидентством», который, по выражению Виктора Матизена, стал «характеристикой эпохи».
Полеты во сне и наяву
Полеты во сне и наяву
Полёты во сне и наяву | |
![]() | |
Режиссёр | |
---|---|
Полёты во сне и наяву — художественный фильм, снятый Романом Балаяном в 1982 году.
Содержание
Сюжет
Накануне своего сорокалетия Сергей Макаров (Олег Янковский) подводит итоги прожитого. Но ему ничто не приносит удовлетворения — ни жена, ни любовница, ни работа, ни друзья…
В ролях
Награды
Ссылки
Каштанка • Бирюк • Полёты во сне и наяву • Поцелуй • Храни меня, мой талисман • Филёр • Леди Макбет Мценского уезда • Первая любовь • Две луны, три солнца • Ночь светла
Полезное
Смотреть что такое «Полеты во сне и наяву» в других словарях:
ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ — «ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ», СССР, киностудия им. А. Довженко, 1982, цв., 92 мин. Эксцентрическая драма. После Клоуна («Каштанка») и Лешего («Бирюк») Роман Балаян обращается к современности. Находит своего актера, идеально выразившего его… … Энциклопедия кино
Полеты во сне и наяву (фильм) — Полёты во сне и наяву Режиссёр Роман Балаян Автор сценария Виктор Мережко Сергей Антонов В главных ролях Олег Табаков Олег Янковский … Википедия
ПОЛЕТЫ — Видеть во сне полет журавлиного клина предвещает мрачные перспективы в коммерческих делах. Если летящие журавли опускаются на луг – это предвещает неожиданные события в реальной жизни. Наблюдать полет орла высоко в поднебесье предвещает наяву … Сонник Мельникова
Янковский Олег Иванович — Янковский Олег Иванович … Энциклопедия ньюсмейкеров
БАЛАЯН Роман Гургенович — (р. 15 апреля 1941, село Неркин Оратаг Мардакертского района Нагорного Карабаха), российский режиссер, лауреат Государственной премии СССР (1987, «Полеты во сне и наяву»). С 1959 по 1961 работал актером в Степанокертском театре. В 1961 1964… … Энциклопедия кино
ГУРЧЕНКО Людмила Марковна — (р. 12 ноября 1935, Харьков), актриса, композитор; народная артистка СССР (1983); награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Окончила ВГИК (1958, мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой). Актриса Театра студии киноактера (до… … Энциклопедия кино
ТАБАКОВ Олег Павлович — (р. 17 августа 1935, Саратов), российский актер, режиссер. Лауреат Государственной премии СССР (1967 за театральную работу); Народный артист СССР (1987); Премия мэра Москвы (1997, за роль Коломийца в спектакле «Последние»); Лауреат… … Энциклопедия кино
Янковский, Олег Иванович — Олег Янковский в фильме Полеты во сне и наяву (реж. Роман Балаян). ЯНКОВСКИЙ Олег Иванович (родился в 1944), актер. С 1967 в Саратовском драматическом театре, с 1973 в Московском театре имени Ленинского комсомола (ныне театр “Ленком”). Среди… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Балаян Роман Гургенович — (р. 1941), российский кинорежиссёр. Фильмы: «Бирюк» (1978), «Полёты во сне и наяву» (1983), «Храни меня, мой талисман» (1987), «Филёр» (1988), «Леди Макбет Мценского уезда» (1989), «. первая любовь» (1995), «Две луны, три солнца» (1998). * * *… … Энциклопедический словарь
Полеты во сне и наяву
В центре истории самый обычный мужчина, которому вот-вот исполнится сорок лет. Казалось бы, он прожил неплохую молодую жизнь и стоит на пороге новой, уже зрелой. Но что-то его гложет изнутри.
Герой решает подвести итоги своей жизни, посмотреть, где оступился, что бы он мог изменить и не воспользовался шансом, который ему любезно предоставляла судьба. Общая картина кажется неплохой, но, углубляясь в детали, мужчина понимает, что он все сделал далеко не так, как нужно было, что, если бы ему была дана вторая возможность, он все бы изменил, не совершая тех ошибок.
Теперь его не радует ничего в этой жизни. Любящая жена не приносит радости, молодая любовница не дарит удовлетворения, друзья, кажется, отвернулись, а работа и вовсе стала в тягость и, кажется, тянет его на дно.
Картину Полеты во сне и наяву называют одной из лучших работ в карьере Романа Балаяна, известного советского режиссера. Титульную роль сыграл Олег Янковский, который за работу в фильме был награжден государственной премией. Изначально образ центрального персонажа предназначался для Никиты Михалкова. Олег Иванович после признался, что эта работа особенно ценна для него.
Режиссер рассказал, что во время съемочного процесса на площадке звучало музыкальное сопровождение из фильма Восемь с половиной, Балаян хотел воссоздать подобное настроение. До Перестройки киноленту показывали лишь в небольших кинотеатрах, расположенных на окраинах городов. А все потому, что фильму присвоили лишь вторую категорию. Драму скупали зарубежные прокатчики и демонстрировали ее как один из примеров запрещенного советского кино.
В чем пророчество фильма «Полеты во сне и наяву»?
Пересмотрела фильм Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву». Удивительно, как с возрастом меняется восприятие!
Первый раз, в подростковом возрасте, когда эмоции не терпели полутонов, фильм вызвал возмущение и скуку. Раздражали все «лишние» сцены, явный вызов главного героя.
Позже фильм не смотрела, «пробегала», выхватывая фрагменты. Но эти фрагменты уже завораживали, останавливали.
Потребовалось много лет, чтобы понять, что это, действительно, шедевр. Даже не множество скрытых смыслов создают это ощущение, а заложенное в нем пророчество. А еще это кино — хороший тест для любого общества. Рецензии на фильм — лучшее описание «истории болезни». Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»
Фото: kinopoisk.ru
Роман Балаян снял «Полеты во сне и наяву» в 1982 году. Главного героя, сорокалетнего Сергея Макарова, сыграл Олег Янковский. Великолепный актерский состав: Олег Табаков, Людмила Гурченко, Людмила Иванова, Людмила Зорина, Елена Костина, Никита Михалков, Александр Адабашьян (его озвучил Юрий Богатырев), Олег Меньшиков.
Сергей Макаров показан накануне своего сорокалетнего юбилея, времени переосмысления жизни. Не случайно многие пишут, что этот фильм о кризисе среднего возраста. Разумеется, этот фильм и о кризисе, но мне кажется, что герой показан в критическое время, чтобы высветить остроту «спрятанных» проблем.
У него есть жена и маленькая дочка, есть молодая любовница Алиса, есть коллега, бывшая любовница Лариса Юрьевна, он пользуется ее машиной и без всякого стеснения кредитуется. Коллегу-любовницу играет Людмила Гурченко. В Ларису Юрьевну влюблен начальник, а по совместительству и друг Макарова — Николай Павлович (в исполнении Олега Табакова).
Сергей Макаров мечется между женщинами, работой, подобно мотыльку. Грезя полетами над всей этой иллюзией жизни. Иногда кажется, что он и есть единственный живой человек в «механической» реальности. Человек, которому не хватает воздуха без Неба. Удивительная харизма притягивает к нему и женщин, и друзей.
Казалось бы, совершенно незаслуженное внимание, внимание к человеку, который за поиском потерял сам предмет этого поиска. Он не способен любить, ему чужды и другие человеческие чувства. Будто испытывает близких на прочность, постоянно провоцируя. Но это провокация себя через них, словно стремится достигнуть собственного дна, стремится исчезнуть, но исчезнуть красиво — в полете.
Многие писали, что это фильм о невозможности свободы в эпоху позднего застоя, да и сам режиссер как-то обмолвился о «лишнем человеке», невозможном для него расписанном пути (холодильник, ковер, квартира). Но через тридцать с лишним лет все видится иным.
Герой Михалкова (странно видеть в эпизоде) — человек будущего, человек, созданный для нашего сегодняшнего времени. Он в любом балагане — главный, ведь только он, созданный из цинизма, умеет «договариваться», умеет убедить любого, особенно «человека летающего». От него веет беспринципной прагматичностью.
И герой Табакова вползет в будущее, потому как ему и надо-то немного. Потому как таких — большинство, они основа. Им важна любовь, важна дружба, они ответственны, но их не смущает ложь «во благо», они готовы многое стерпеть… Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»
А как много героинь Людмилы Ивановой! Зайдите на любой форум, включите ток-шоу. Они всегда «знают, как надо», они жизнь свою положили на «экспертную деятельность».
И молодому другу юной любовницы Алисы в роли Олега Меньшикова тоже есть место, а уж пресловутые 90-е были и вовсе его временем. А вот «летающему Макарову» места нет, кончилось его время. И то, что в конце застоя воспринималось тюрьмой для полетов, теперь выглядит иначе. Это остатки атмосферы для них, пусть уже и «кислотной».
Фильм многоплановый, воспринимается зрителями по-разному. Интересный и ненавязчивостью образов, которые раскрывают смыслы. Общую фальшивость «рисует» музыка, сцены непонятной свадьбы, съемок странного фильма. Путешествия по мирам, сны наяву — как свобода от каких-либо привязанностей. Не случайно он забывает о юной любовнице, когда она пряталась в машине от знакомых.
Почему этот человек обладает такой манкостью, таким притяжением? Вытянутый серый свитер, который он не снимает все время действия, подчеркнутая стертость образа, и только глаза — в которых какой-то иной блеск, а может, просто жизнь?
И финальная сцена, сцена, в которой герой становится совершеннейшим ребенком, бегая с мальчишками, а потом — сворачиваясь эмбрионом в стоге сена, мучаясь от холода, «рождаясь наоборот», умирая…
Тема детства присутствует все время, не зря же постоянны обращения к матери. Но у героя инфантилизм как вызов, как инструмент провокации, полета. Он «улетел», остались только те, которых придавило притяжение. Остался и инфантилизм, только как новое правило существования, как основа нового мира. В котором комфортно глупенькой Алисе, осуждающим «экспертам», всем героям, не жаждущим полетов.
Содержание фильма «Полеты во сне и наяву». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
События картины происходят в канун сорокалетия Сергея Макарова, сотрудника архитектурного бюро. Сергей просыпается рано утром. Он пытается написать письмо матери, но бросает. Повздорив с женой Наташей из-за того, что разбудил раньше времени дочь, Сергей уходит из дома. Оказавшись на работе, Сергей отпрашивается якобы для встречи на вокзале матери, приезжающей на его юбилей. На самом деле он отправляется на свидание с любовницей Алисой. Случайно в его машину садится и оказавшаяся поблизости Наташа. Сергей ссорится с обеими женщинами. Наташа забирает его ключ от дома.
Вернувшись на работу, Сергей признается, что не встречал мать, обманув своего начальника Николая Павловича и сослуживцев. Начинается скандал, виновник происшествия в сердцах пишет заявление об увольнении. Сергей покидает контору, мирится с Алисой и идет с ней на вечеринку, организованную их знакомым скульптором. Там Сергей рассказывает о своих «полетах», а Алиса как бы мимоходом увлекается случайным знакомым. Уйдя со встречи, Сергей бесцельно бродит ночью по городу. Случайно он оказывается на съемочной площадке фильма, откуда его выпроваживает режиссер. Затем на окраине города Сергей запрыгивает в товарный поезд, говоря машинисту, что ему срочно нужно уехать к матери. Пытаясь предотвратить хищение из вагона, Сергей подвергается избиению неизвестными. Наутро на железнодорожной насыпи его подбирает стрелочница и отвозит обратно в город.
На следующий день Сергей продолжает свое бесцельное путешествие: навещает свою подругу Ларису Юрьевну, попадает к старому знакомому на свадьбу, встречает на детской площадке дочь. Собирается поговорить и с Алисой, но та, оказывается, проводит время с новым другом. Второй день заканчивается примирением с Николаем и дружеским застольем до ночи за бутылкой водки. Николай признается, что в молодости был безнадежно влюблен в Ларису и завидовал Сергею.
Как и его будущий герой накануне сорокалетия, Роман Балаян в начале 1980-х годов переживал творческий и жизненный кризис. Будучи многообещающим представителем плеяды молодых режиссеров школы Параджанова, он с 1967 года перешел на студию им. Довженко, которая стала основным местом его работы. Студия, по сравнению с другими региональными кинематографическими объединениями, считалась оплотом идеологического контроля. Балаян уже сделал себе имя, приобрел узнаваемую манеру, но известен был по большей части лишь специалистам. Режиссер находился на перепутье и испытывал проблемы финансового плана. После «Каштанки» (1975) и «Бирюка» (1978) он не снимал около пяти лет. Экранизация литературной классики была достаточно нейтральным занятием, не навлекавшим серьезных нападок цензуры, особенно на периферии.
Впрочем, попытка создать картину по мотивам дневников Шевченко не получила одобрения, ему предлагали снимать только на производственную тематику. Замысел будущей картины возник у Романа в начале 1981 года, и сначала он поделился им со своими знакомыми. Предчувствуя трудности в прохождении сценария со сложной социальной проблематикой, Балаян советовался со своим учителем Тимофеем Васильевичем Левчуком, и тот ничего крамольного в сценарии не увидел. Картина попала в портфель киностудии на следующий год. Правда, сомнения высказывал председатель Госкомитета по кинематографии УССР Юрий Олененко, но сценарный план уже был утвержден в Москве.
Очередной работой режиссер собирался прервать «цикл классики», чтобы, как он выражался, «выплеснуть всю накопившуюся желчь». Друг Романа Никита Михалков, узнав о замысле, порекомендовал Виктора Мережко, недавно написавшего сценарий для его фильма «Родня». Работа над картиной началась в апреле 1981 года, когда Роман пригласил Виктора в Киев и изложил замысел на словах. Будущий сценарий, как выяснилось, для обоих создателей имел автобиографический подтекст: Роман Балаян действительно представлял себе, как он летает во сне, а после приземления пробуждался в тяжелой реальности. И если предыдущие картины режиссер условно снимал «для себя», и резонанс аудитории его не слишком интересовал, то смысл следующей состоял в том, чтобы ее посмотрело как можно больше зрителей.
Виктор, сразу не вполне уловив идею, довольно долго размышлял над сценарием. В итоге он положил в его основу воспоминания о своем старшем брате, сотруднике конструкторского бюро, сложном в общении и неустроенном в личной жизни человеке. Название «Полеты во сне и наяву» родилось в совместных обсуждениях. Первым вариантом Балаян остался недоволен: история была написана в комедийном ключе и совершенно не соответствовала его замыслу. Виктор Мережко уже готов был в случае отказа отдать сценарий на киностудию Ленфильм, но Балаян вынужденно согласился принять его за основу. В дальнейшем режиссер переработал сценарий настолько глубоко, что, как ему казалось, мог бы справиться с ним и сам, но на том этапе творческой карьеры без помощи опытного сценариста фильм бы не состоялся.
Подбор актеров режиссер считал счастливым стечением обстоятельств и точным попаданием с первого раза. Особенность стиля Романа Балаяна в том, что он еще с «Бирюка» обходился без проб актеров. Предложенную Виктором Мережко кандидатуру Никиты Михалкова Роман Балаян отверг сразу, хотя пообещал другу компенсацию. На главную роль требовался другой типаж. Увидев Олега Янковского в картине «Мы, нижеподписавшиеся» в эпизоде, где его персонаж нарезает лимон перед празднованием дня рождения, Роман сразу понял, что нашел то, что искал.
С другими персонажами второго плана поиски сложились достаточно легко. Олега Табакова Балаян хорошо знал еще по картине «Каштанка». Людмилу Гурченко режиссеру порекомендовал Никита Михалков. Во время их первой встречи Роман попросил ее передать характер будущей героини, но обычная манера Гурченко его совсем не устраивала. Тогда Балаян намекнул: «Если бы я мог найти актрису в Европе, то выбрал бы Анук Эме». В ответ Людмила сказала: «Хорошо, я буду просто молчать в кадре». Многие образы и воплощавшие их актеры появлялись в картине спонтанно, как, например, эпизодическая роль скульптора для мастера эпизодов Александра Адабашьяна.
Производство растянулось почти на год, работу над фильмом завершили в конце 1982 года. Роман Балаян утверждал, что картину после первых просмотров запретили к выпуску в прокат. Он уже готовился к следующей ленте, но был вынужден отложить предпроизводство и заняться доработкой «Полетов…». Приемка работы вызвала дискуссии. По требованию худсовета студии, который считал картину безыдейной, а образ главного героя упадническим, добавили эпизод со свадьбой, который Балаян, впрочем, позже все равно значительно сократил. Худсовет также потребовал вставить эпизод с партсобранием, на котором распекают главного героя, но Балаян отказался. С критикой фильма выступил первый зампред Госкино СССР Борис Павленок.
Жанровая принадлежность картины осталась неопределенной. Автор сценария картины назвал ее трагикомедией, с чем соглашались современники. В более позднем анализе ленту приводили как один из редких примеров артхауса в советском кинематографе, относили и к экзистенциальной драме. Критик журнала Punch отметил, что картина создана вне рамок национального кино и что работу Романа Балаяна даже можно спутать с американской новой волной.
Зара Абдуллаева назвала «Полеты…» бессюжетной картиной, смотреть которую можно с любого места. Основное настроение картины, ее незаконченность и недосказанность, оставляют достаточно пространства для размышлений зрителя. Все начинается уже с названия. Оно обещает зрителю фантастическое развитие событий, но сюжет развивается в повседневной обыденности провинциального городка. Главный герой постоянно балансирует между сном и явью, правдой и вымыслом, жизнью и смертью.
кадры из фильма «Полеты во сне и наяву»