9 сон веры павловны и другие рассказы

Сны Веры Павловны в романе «Что делать?»: анализ, значение снов

Содержание:

Чернышевский работал над романом более года. Он создал уникальное произведение в стиле социалистического реализма. По мнению историков, опус относится к утопическому жанру. В основе сюжета – любовные отношения между героями. Автор подготовил для литературного труда счастливый конец. Замысел Николая Гавриловича не ограничивается любовной историей. В повествовании поднимаются следующие вопросы:

Некоторые эпизоды указывают на приближении революции. Писатель показывает общественный дух, настрой народа через действия героев.

Первый сон Веры Павловны – расшифровка

Сны Веры Павловны в романе «Что делать?» имеют большое значение. Они завуалированно символизируют скрытые чувства, эмоции героини. Каждая важная перемена в жизни Веры сопровождается ярким сном. 1 сон Веры Павловны начинается с того, что женщина оказывается в подвальном помещении. Каринка резко меняется – перед ней широкое поле, на котором растут желтые колосья. Героиня ощущает свободу, освобождение от паралича. Она встречает девушку, просящую Веру помочь другим женщинам покинуть подвалы, вылечиться. Как расшифровать сон:

Второй Сон Веры Павловны – значение

Писатель показывает путь героини к светлому будущему. Во сне она встречает Лопухова с Мерцаловым. Они обсуждают грязь. После появляется образ матери, живущей в нищете. Автор указывает на борьбу женщины с несправедливостью мира. Фантастическая грязь – самовлюбленные люди, оценивающие только внешний вид, репутацию. Их не интересуют внутренние качества человека. Под реальной грязью Чернышевский понимает жизнь рабочих, вынужденных мириться с унижениями, бедностью. Каждый класс характеризуется определенными качествами, влияет на мировоззрение героини.

3 и 4 сон Веры Павловны – анализ

В третьем сне девушка наблюдает процесс чтения дневника, которого у нее никогда не было. Она постепенно осознает причину своих чувств, понимает собственные мысли и ощущения. Больше никто не ограничивает ее в принятии решений, она свободна, не боится упреков со стороны окружающих. Вера выполнила главное задание – вырвалась из подвала. Из всего происходящего героиня извлекла урок, она готова двигаться дальше.

В последнем сне, описанном Чернышевским, женщина встречается с тремя богинями. Впереди нее шествует красивая девушка, ведет героиню за собой. Вера понимает, что это она является красивой девушкой перед ней. К ней приходит чувство независимости, раскрепощения, свободы. В райском саду она видит людей, работающих по собственному желанию, без принуждения.

Павлу Чернышевский передает надежды Веры на светлое будущее. Все равны, свободны. Автор говорит о прогрессировании эмансипации, героиня становится уверенной в себе женщиной. Она больше не дает себя в обиду, справляется с трудностями, развивается. Сны персонажа – это четыре важных шага, которые Вера сделала на пути к свободе.

Источник

Девятый сон Веры Павловны — краткое содержание рассказа Пелевина (сюжет произведения)

Сюжет в целом довольно прост. Вера Павловна работает в подземном туалете на Тверской, она уборщица в мужском, ее подруга Маняша – в женском. Они обсуждают философию, смотрят редкое кино, Маняша советует Вере верить в свои желания, которые и определяют реальность каждого человека.

Типичная уборщица туалета начинает мечтать о картинах и музыке в этом пространстве и действительно, туалет приватизируют (действие происходит во времена перестройки) и на стенах появляются картины, а героине разрешают включать музыку. Она ставит классику по утрам и всем довольна, но вот туалет преобразовали в коммисионку, ее оставили уборщицей. Она работает уже в магазине, но продолжает ощущать туалетную вонь и винит в таких преобразованиях Маняшу, которая посоветовала как управлять реальностью.

В итоге Маняшу Вера зарубает топором, а сама оказывается в какой-то фантасмагории. Все затапливает дерьмом, наступает страшный суд, Веру Павловну приговаривают к вечному заточению в качестве главной героини романа Чернышевского Что делать.

Автор с одной стороны исследует преобразования страны, как перестройка меняет грязный сортир (вероятно, Советский союз) сначала на сортир с картинами (возможно, период гласности и подобное) а потом на комиссионный магазин, который по-прежнему воняет со всеми его посетителями. Также в рассказе только две главные героини, которые представляют собой противоположности (мужской-женский туалет, разные взгляды и остальное) столкновение которых приводит к страшному суду. Помимо этого весь рассказ буквально пересказывает последовательно основы русской литературы и отсылками (старушка и топор, Чернышевский и многое другое) и содержанием, которое переосмысливается в контексте современных условий.

Довольно компактный рассказ Пелевина включает в себя множество отсылок к классической литературе. Собственно, как во многих своих произведениях автор предлагает многообразный спектр собственных познаний и увлечений. Тут есть и отголоски эзотерической традиции и классической русской литературы.

Источник

Первый сон

Сны Веры Павловны в романе «Что делать?» появляются начиная с двенадцатой главы. Именно тогда автор описывает первое из них.

В начале своего сновидения Вера оказывается заперта в погребе. Но неожиданно она освобождается и переносится на поле, где спелые колоски поражают своим ярким желтым цветом. В момент перехода героиня выздоравливает: она словно была парализована, но очутившись на свободе, ее самочувствие резко улучшается, а тело начинает слушаться.

С Верой разговаривает девушка, «невеста ее жениха». Через ее образ Чернышевский отобразил любовь к людям.

Вера идет на прогулку по городу и по пути помогает всем, кто встречается на ее пути, ведь новая знакомая попросила ее освобождать девушек из темных подвалов и лечить их.

Первое сновидение символизирует освобождение Веры из общества людей ограниченного, старого типа мышления. Образы в нем это аллегория и каждый из них имеет смысл:

В головах ее родителей плотно засела мысль, что женщина больше ни для чего не годиться. Поэтому оставив родной дом, Вера испытала облегчение: она теперь не обязана стараться продать себя подороже. Раньше ее жизнь была наполнена страхом и злобой из-за сильного давления матери. Но освободившись, она познает истинную любовь к человечеству. Девушка понимает, что на планете есть и другие люди, разумные и не испорченные. Таких она встречает повсюду на улицах своего сна и ей становится радостно.

«Любовь к людям» величает себя «невестой жениха Веры», ведь это Лопухов открыл для девушки другой мир. Просьба отпускать всех женщин подтолкнет героиню к открытию швейной мастерской.

Второй сон

В своем следующем сновидении Вера увидела, как Лопухов вместе с Мерцаловым идет по полю, где они обсуждают реальную и фантастическую грязь. Первая наполнена здоровой и природной жизнью, в ней прорастают колосья. А вторая — лишь гниль и фальшь, она не плодородит и в ней нет великого смысла. Во время их беседы героиня замечает свою мать, бедную и обеспокоенную вопросом пропитания семьи. Но все же на ее лице она заметила едва заметную улыбку.

В следующий миг героине снится, словно она сидит на коленях у офицера. Эта сцена меняется на ту, где Вера не может найти работу. Ее давняя знакомая, Любовь к людям, изъясняет, что девушке необходимо перестать держать обиду на свою мать за ее жестокость. Поскольку Марья Алеексеевна всю свою жизнь посвятила тому, чтобы вывести семью из нищеты, а потому и обозлилась на мир, что оказалась в невыносимо тяжелых условиях.

Сны в романе «Что делать?» значение имеют символическое. Но они раскрывают содержание истинных мыслей героини и ее желаний. Два первых сновидения отображают отношения Веры с теми, кто относится к людям старого типа мышления. Их легко назвать пошлыми, но они превратились в таких из-за трудностей жизни. И как бы они ни пытались, но пробиться в люди они никогда не смогут. Честный труд сможет дать им кусок хлеба и кров над головой, но не поможет повысить уровень жизни.

Настоящая грязь — это мир убитых нищетой людей, которые всю жизнь работают и приносят пользу. Они все еще способны перевоплотиться в добрых, нравственных граждан. Но для этого им нужен шанс начать жить, а не выживать.

Фантастическая грязь — это общество довольных жизнью, незаслуженно обогащенных людей, которые на самом деле не несут никакой пользы. Вельмож тревожат лишь мелкие вещи, их души тесны и убоги. И социальный слой в обществе такой создался искусственно, а потому в нем нет людей с поистине чистыми мыслями, способных развиваться.

При помощи этих сцен Николай Гаврилович дает читателю описание картины социальных слоев русского общества — бедных и богатых.

По представлению Чернышевского, хорошая почва — это трудовая жизнь и она правильная. Лишь на ней способны вырости колоски морали и нравственности. Фантастическое — это отсутствия трудовой деятельности, паразитизм.

Третий сон

Третье сновидение было кратким и недолгим. В нем певица Бозио держит в руках Верин дневник, которого в настоящей жизни не существует. И начинает его читать вместе с главной героиней. Страницы дневника рассказывают им о любовных отношениях героини с Лопуховым. Приближаясь к последней странице, девушка боится ее смотреть, но все и так становится понятно. Вера осознает, что она хотела бы, но не способна полюбить мужа. Вера Павловна ценит его и уважает, но чувств между ними нет — только дружба и привычка. В действительности же девушка любит Кирсанова.

Проведя анализ событий сна и реальной жизни, видно, как в нем Вера осознает, что такое настоящие искренние чувства к любимому человеку. И тогда она понимает, что может свободно распоряжаться своей жизнью, несмотря на заключенный брак. Ведь главное — это к кому тянется сердце. А если его вкусы поменялись, то нужно следовать ему, а не соблюдать нелепые формы приличия из-за страха быть осужденной обществом. Это одна из самых важных составляющих эмансипации, которая делает женщину абсолютной хозяйкой своих души и тела. И она сама вправе решать, с кем быть.

Четвертый сон

Последнее сновидение Веры Павловны Чернышевский описан в шестнадцатой главе. В нем видит самых разных богинь в порядке их появления:

Среди множества богинь ее ведет красивая женщина, в которой Вера с легкостью узнает свой облик — раскованную и свободную владычицу нового времени. В следующий миг перед ее глазами встает райский сад. В нем звучат радостные голоса людей, песни и стихи. Люди там свободны, равны между собой, а труд является добровольным. В саду никто никого не принуждает делать что-либо. Здесь растет пшеница и пасется скот.

В этом сновидении автор отобразил общество завтрашнего дня. В нем все определяется правилом «свобода, равенство и братство». Каждая из богинь отражает роль и место женщины в обществе, которое с течением времени меняется. Первая — предмет наслаждения и восхищения, а последняя полноправный член общества. Вера символизирует независимую, умную женщину, которая равна мужчинам. Она не унижена ими и не использована.

Сны Веры в романе «Что делать?» можно расшифровать, как последовательное отображение освобождения героини. Все образы символичны, но в первом она вместе с другими девушками освобождается из подвала, а спустя четыре сна становится независимой.

И так должно было обновиться все общество, а призраки прошлого — уйти в небытие. Автор верил в наступление светлого будущего, где все будут свободны и равны. Он даже предался сочинению и описанию этого идеального мира в последнем сне Веры.

Источник

Виктор Пелевин «Девятый сон Веры Павловны»

Девятый сон Веры Павловны

Язык написания: русский

Перевод на английский: — Э. Бромфилд (Vera Pavlovna’s Ninth Dream) ; 2003 г. — 1 изд.

Вера Павловна работает уборщицей в туалете. Она придерживается солипсизма — философского учения, согласно которому все вокруг — порождение человеческого сознания.

Номинации на премии:

номинант Великое Кольцо, 1992 // Малая форма
номинант Интерпресскон, 1993 // Малая форма (рассказ)
номинант Бронзовая Улитка, 1993 // Малая форма

Издания на иностранных языках:

Доступность в электронном виде:

Если бы я прочёл этот рассказ в те девяностые, когда это было написано, оценка, несомненно, была бы выше. Но как стремительно устаревает политизированная проза Пелевина в наше время! И, как это обычно бывает с сюрреалистическими рассказами, наблюдаем полное отсутствие внятной концовки. Сюр захлёстывает читателя с головой, как тот самый поток дерьма. и что? Вроде бы рассуждения о солипсизме что-то обещали, но обещания оказались обманутыми.

Рекордное количество употреблений термина обозначающего отходы жизнедеятельности на страницу текста.

Что же, вполне допустимо применить сей термин и к оценке этого произведения

В итоге: солипсизм и говнопокалипсис.

Как всегда — остроумно, эрудированно, иронично. Точно подмеченные приметы времени и нарочитый абсурд происходящего.

Очень приятный здоровский рассказ, в котором поднимается ряд интересных вопросов.

Конечно же, главным образом рассказ о солипсизме. Об игре в солипсизм. Когда настолько увлекаешься этим течением, что теряешь связь с реальностью. Когда тебе мерещится то, что сам себе выдумываешь, как было у Веры. Сознание — созидающая сила мира. Вот и пожалуйста, сюжет, описывающий к чему это привело.

Цитата: «Всё было прекрасно, если б не одна странность, сначала почти незаметная и даже показавшаяся галлюцинацией. Вера стала замечать какой-то странный запах, а сказать откровенно — вонь, на которую она раньше не обращала внимания. По какой-то необъяснимой причине вонь появлялась тогда, когда начинала играть музыка, — точнее, появлялась, а проявлялась. Всё остальное время она тоже присутствовала — собственно, она была изначально свойственна этому месту, но до каких-то пор не ощущалась из-за того, что находилась в гармонии со всем остальным, — а когда на стенах появились картины да еще заиграла музыка, вот тут-то и стало заметно то особое, непередаваемое туалетное зловоние, которое совершенно невозможно описать и о котором некоторое представление разве что словосочетание «Париж Маяковского».»

Вера Павловна, Вера Павловна. Уборщица, вечно озадаченная поиском смысла жизни, а позже (эврика!) поиском тайны жизни. Женщина, пытающаяся найти утешение в абстрактных категориях, выросшая в детском доме, одинокая, измученная жизнью женщина. Зато фанатеющая от солипсизма:) Очень забавные диалоги происходят между Верой и Маняшей, можно просто разбирать на цитаты. Ну и напоследок, возвращаясь к той цитате про вонь: уборщица, подсевшая на солипсизм и прочие философские концепции, — это выглядит крайне дурновкусно. Об этом, как мне кажется, и хотел сказать автор, ведь когда включалась музыка, вонь становилась всё сильнее. Такое чувство, что видя всё это, Вселенная достигает максимального дисбаланса и начинает разлагаться и вонять.

Черно-коричневая масса, заливающая последнюю треть рассказа, на самом деле описывает всё то, что произошло в 90-тые на витринах, на полках и на людях-вешалках. Все начали обмазываться говном и вешать на себя говно. В итоге весь Тверской бульвар залит говном, и плывет этот поток в сторону Тверской улицы. Согласен, говна действительно многовато, но читается это забавно, глазами уборщицы-то.)

В целом, рассказ написан очень приятным, хлестким и живым языком. «Девятый сон Веры Павловны» — рассказ, который я буду периодически перечитывать для душевного удовольствия и для возобновления размышлений о ряде проблем, поднимаемых в нем.

Изменение окружающей действительности в перестроечное время через призму уборщицы городского сортира. Меняется обстановка, но сущность остается прежней. Если 2/3 произведения читаются вполне интересно, то потом начинается какой-то трэш. В итоге и вовсе: а утром они проснулись.. мдя. и это считается крутым произведением? даже сложно комментировать, боюсь неосторожной фразой обидеть.

К сожалению, мы все спим, не только Вера Павловна. Вся страна уже давно спит в обнимку с пятиногим псом

Основная суть рассказа – разоблачение солипсизма. В том смысле, что человек может представлять себе что угодно, но если он сидит по уши в дерьме – то в нем и останется, и неизбежно это рано или поздно поймет. Вообще, странное у автора отношение к субъективно-идеалистическим концепциям в философии: то он их популяризирует, то высмеивает, и довольно жестко.

Так же рассказ позабавил, как иронически-абсурдный взгляд на метаморфозы отдельно взятого общественного туалета в неспокойные годы – начало 90-х. Но в целом рассказ не слишком впечатлил – весь он какой-то нечеткий, расплывчатый, избыточный.

разоблачение нездорового мистицизма и солипсизма;

забавная сатира на перемены в общественной жизни.

некоторая избыточность, сюжетная и композиционная;

нечеткость главной идеи.

Итог: достаточно забавный сатирический рассказ, являющий собой отсылку к классике; но у Пелевина есть куда более содержательные вещи.

Это первое произведение Пелевина, которое я прочитал. После него Виктор Пелевин стал моим любимым автором. Рассказ о том как страна изменилась, а люди остались теми же. О том, как мир меняется вокруг нас, а мы стоим на том же месте.

Резюме: отличная повесть в духе Пелевина

Alexandre, 10 сентября 2009 г.

В этом произведении, наконец-то прямо написано, что это сон. Вот как сон я и воспринял его. И в общем обыденные моменты жизни уборщицы туалета, перемежаемые различными мыслями о самых различных вещах, вдруг приводят к существенным изменениям — а кто нам скажет, правда ли эти изменения вызваны желаниями героини, или же всё как раз наоборот?

Читаю интересный и объёмный отзыв господина Kriptozoy, которому автор (не без оснований!) нравится, многое замечаю, что сам в рассказе упустил, но вот последний абзац, который должен изображать цитату из Чернышевского («Что делать?») у меня без всяких твёрдых знаков.

Аллегорическое затопление всего и вся нечистотами на меня впечатления не производит, какой-то «маршал» кажется необязательным вставным героем. Финальная сцена, типа посмертного суда, тоже кажется ненужной, а предыдущие, когда героиня работала в магазине и всюду видела только одно — типовая ситуация съезжающей крыши.

В общем опять же — написано хорошо, но что именно? Прекрасно сшитый костюм для огородного пугала.

«Хороший рассказ. Один из моих любимых» — пишет Kriptozoy. Какие разные у нас с ним вкусы! Вот совсем не по душе мне, и ничего с этим поделать не могу. Только оценка у почитателя по-моему низковата; я любимому рассказу поставил бы больше, тем более, что написано-то и вправду качественно.

Kriptozoy, 11 сентября 2008 г.

Не знаю почему, но рассказ ужасающе сильно напомнил мне известный роман того же Пелевина «Чапаев и Пустота». Читаю, и не покидает ощущение, что это одна из глав сего почтеннейшего произведения. И действительно, вся задумка, вся идея очень похожи. Также и Петр Пустота остался навсегда в российской истории, а для него самого все события были не более чем путешествием в глубины сознания. Кстати, если кто-нибудь обратил внимание, последний абзац в рассказе написан в стиле письма девятнадцатого, начала двадцатого веков. Я имею в виду твердый знак в конце слова. Автор хотел схитрить дважды, первый раз, когда назвал рассказ СОН Веры Павловны, а второй раз, когда она якобы проснулась в своей постели и так и не осознала, что видела будущее и отчасти сама его спроектировала. Но на самом-то деле всё действительно началось с картины на стене и музыки. И это не было ничьим сном :-)

А знаете, я Вере Павловне нисколько не завидую. Знать Тайну Жизни для того, чтобы субъективно менять реальность вокруг себя совсем не обязательно. Если у человека яркое, богатое воображение, если он не мыслит шаблонно, то достаточно всего лишь открыть книгу хорошего писателя — да хотя бы того же Пелевина,- и мир изменится навсегда. Иногда совсем незаметно, неуловимо, на уровне подсознания, а порой и очень сильно. В таких случаях человек загорается идеей и начинает исполняться его Предназначение. Так же и с хорошей музыкой.

Хороший рассказ. Один из моих любимых.

vsvld, 29 сентября 2008 г.

Две уборщицы думали, что живут в реальном мире, а оказалось, что мир настолько призрачен (рассказ начала 90-х годов, когда СССР действительно стал развоплощаться в призрак), что они сами могут менять ход его истории. Вот они и выступили застрельщицами перестройки. После чего выяснилось, что они обе всего-навсего литературные героини, а миром вообще правит какой-то кампучийский держиморда. Типичный Пелевин. Лучшее в этом рассказе — симпатичные детальки, метафорки. Ну и описание потопа.

Ай да ну, вот так история! Взгляд на развитие общества через призму общественного туалета.

Ох, не торопитесь свысока смотреть на уборщиц, порой им подвластны судьбы мира. :dont: До поры до времени, естественно.

kitty_tina_99, 29 сентября 2006 г.

Мне в целом рассказ не понравился. Начало было интересным, ироничным, но когда потекли реки. В такой момент наверное все же лучше отключать свою фантазию, а то ощущение не из приятных. За начало поставила 8, а за концовку 2.

Какое неудержимое дерьмо. Так оно все и случилось. Деньги потом отмыли — а рожи?

Источник

Виктор Пелевин: Девятый сон Веры Павловны

Здесь есть возможность читать онлайн «Виктор Пелевин: Девятый сон Веры Павловны» — ознакомительный отрывок электронной книги, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание. категория: Современная проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Девятый сон Веры Павловны: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Девятый сон Веры Павловны»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Виктор Пелевин: другие книги автора

Кто написал Девятый сон Веры Павловны? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

Девятый сон Веры Павловны — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Девятый сон Веры Павловны», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.

Девятый сон Веры Павловны

Здесь мы можем видеть, что солипсизм совпадает с чистым реализмом, если он строго продуман.

Перестройка ворвалась в сортир на Тимирязевском бульваре одновременно с нескольких направлений. Клиенты стали дольше засиживаться в кабинках, оттягивая момент расставания с осмелевшими газетными обрывками, на каменных лицах толпящихся в маленьком кафельном холле педерастов весенним светом заиграло предчувствие долгожданной свободы, еще далекой, но уже несомненной, громче стали те части матерных монологов, где помимо господа Бога упоминались руководители партии и правительства, чаще стали перебои с водой и светом.

Никто из вовлеченных во все это толком не понимал, почему он участвует в происходящем – никто, кроме уборщицы мужского туалета Веры, существа неопределенного возраста и совершенно бесполого, как и все ее коллеги. Для Веры начавшиеся перемены тоже были некоторой неожиданностью – но только в смысле точной даты их начала и конкретной формы проявления, а не в смысле их источника, потому что этим источником была она сама.

Началось все с того, что как-то однажды днем Вера первый раз в жизни подумала не о смысле существования, как она обычно делала раньше, а о его тайне. Результатом было то, что она уронила тряпку в ведро с темной мыльной водой и издала что-то вроде тихого «ах». Мысль была неожиданная и непереносимая, и, главное, ни с чем из окружающего не связанная – просто пришла вдруг в голову, в которую ее никто не звал, а выводом из этой мысли было то, что все долгие годы духовной работы, потраченные на поиски смысла, оказывались потерянными зря, потому что дело было, оказывается, в тайне. Но Вера как-то все же успокоилась и стала мыть дальше. Когда прошло десять минут и значительная часть кафельного пола была уже обработана, появилось новое соображение о том, что другим людям, занятым духовной работой, эта мысль тоже вполне могла приходить в голову, и даже наверняка приходила, особенно если они были старше и опытнее. Вера стала думать, кто это может быть из ее окружения, и сразу безошибочно поняла, что ей не надо ходить слишком далеко, а надо поговорить с Маняшей, уборщицей соседнего туалета, такого же, но женского.

Маняша была намного старше. Это была худая старуха тоже неопределенных, но преклонных лет, при взгляде на нее Вере отчего-то – может быть, из-за того, что та сплетала волосы в седую косичку на затылке – вспоминалось словосочетание «Петербург Достоевского». Маняша была Вериной старшей подругой, они часто обменивались ксерокопиями Блаватской и Рамачараки, настоящая фамилия которого, как говорила Маняша, была Зильберштейн, ходили в «Иллюзион» на Фасбиндера и Бергмана, но почти не говорили на серьезные темы, Маняшино руководство духовной жизнью Веры было очень ненавязчивое и непрямое, отчего у Веры никогда не появлялось ощущения, что это руководство существует.

Стоило Вере только вспомнить о Маняше, как раскрылась маленькая служебная дверь, соединявшая оба туалета (с улицы в них вели разные входы), и Маняша появилась. Вера тут же принялась путано рассказывать о своей проблеме, Маняша не перебивая слушала.

– …и получается, – говорила Вера, – что поиск смысла жизни – сам по себе единственный смысл жизни. Или нет, не так – получается, что знание тайны жизни в отличие от понимания ее смысла позволяет управлять бытием, то есть действительно прекращать старую жизнь и начинать новую, а не только говорить об этом – и у каждой новой жизни будет свой особенный смысл. Если овладеть тайной, то уж никакой проблемы со смыслом не останется.

– Вот это не совсем верно, – перебила внимательно слушавшая Маняша. – Точнее, это совершенно верно во всем, кроме того, что ты не учитываешь природы человеческой души. Неужели ты действительно считаешь, что знай ты эту тайну, ты решила бы все проблемы?

– Конечно, – ответила Вера. – Я уверена. Только как ее узнать?

Маняша на секунду задумалась, а потом словно на что-то решилась и сказала:

– Здесь есть одно правило. Если кому-то известна эта тайна и ты о ней спрашиваешь, тебе обязаны ее открыть.

– Почему же ее тогда никто не знает?

– Ну почему. Кое-кто знает, а остальным, видно, не приходит в голову спросить, – ответила Маняша. – Вот ты, например, кого-нибудь когда-нибудь спрашивала?

– Считай, что я тебя спрашиваю, – быстро проговорила Вера.

Источник