Пейзаж и его функции в романе «Обломов»
Введение
Произведение Гончарова «Обломов» – это социально-психологический роман, написанный в середине 19 века. Книга повествует о судьбе русского мещанина Ильи Ильича Обломова, личности с тонкой душевной организацией, не сумевшем найти собственное место в быстроменяющемся мире современной ему России. Особую роль в раскрытии идейного смысла романа играет изображение автором природы – в «Обломове» пейзажи являются отображением внутреннего мира героя, тесно связаны с его чувствами и переживаниями.
Природа Обломовки
Наиболее ярким пейзажем романа является природа Обломовки, воспринимаемая читателем сквозь призму сна Ильи Ильича. Тихая, отдаленная от шума и суеты городов природа деревни привлекает своим спокойствием и безмятежностью. Здесь нет ни дремучих устрашающих лесов, ни беспокойного моря, ни высоких далеких гор или ветреных степей, ни благоухающих цветников, только пахнет полевой травой и полынью – по словам автора, поэт или мечтатель вряд ли бы остались довольны незатейливым пейзажем этой местности.
Мягкая, гармоничная природа Обломовки не требовала крестьян трудиться, что и создавало особое, ленное настроение жизни во всей деревне – размеренное течение времени прерывалось только сменами пор года или свадьбами, днями рождения и похоронами, которые так же быстро отходили в прошлое, сменяясь спокойствием умиротворяющей природы.
Сон Обломова – отражение его детских впечатлений и воспоминаний. Мечтательный Илья еще с малых лет воспринимал мир через красоту сонных пейзажей Обломовки, хотел исследовать и узнать окружающий мир, но чрезмерная опека родителей привела к увяданию в герое активного начала и способствовала постепенному впитыванию того «обломовского» размеренного ритма жизни, который для него, уже взрослого, стал единственно правильным и приятным.
Четыре поры любви
Природа в романе «Обломов» выполняет особую смысловую и сюжетную нагрузку. Прежде всего, она отражает состояния героя. Символом нежного чувства между Ольгой и Обломовым становится хрупкая ветка сирени, которую девушка дает Илье Ильичу, на что тот отвечает, что более любит ландыши, и расстроенная Ольга роняет ветку. Но на следующее свидание, будто приняв чувства девушки, Обломов приходит с этой же веточкой. Даже в момент, когда Илья Ильич говорит девушке, что «цвет жизни опал», Ольга вновь срывает ему ветку сирени как символ весны и продолжения жизни. В период расцвета их отношений тихая летняя природа словно благоволит их счастью, перед влюбленным раскрываются ее тайны, особые смыслы. Описывая состояние Обломова, автор сравнивает его счастье с красотой восхищающего летнего заката.
Совершенно другой предстает природа в моменты, когда Обломов начинает сомневаться в светлом будущем их любви, сравнивая их с дождливой погодой, серым, закрытым печальными облаками небом, сыростью и холодом. В это же время Ольга замечает, что сирень уже отошла – словно отошла и их любовь. Отдаление героев подчеркивается изображением осеннего пейзажа, облетевших листьев и неприятно кричащих воронов, когда герои не могут более прятаться за свежей зеленой листвой, постигая тайны живой природы и собственной души. Расставание возлюбленных сопровождается снегопадом, под который попадает Обломов – весенняя любовь, символом которой была нежная ветка сирени, окончательно умирает под снежным покрывалом холода.
Любовь Обломова и Ольги словно является частью той далекой, привычной Илье Ильичу «обломовской» жизни. Начавшись весной и закончившись поздней осенью, их чувства становятся частью естественного течения времени живой природы, смены пор года от зарождения и расцвету к угасанию и смерти, за которой последует новое рождение – любовь Обломова к Агафье и Ольги ко Штольцу.
В финале романа автор описывает пейзаж скромного кладбища, где похоронен Обломов. Как напоминание о прекрасном чувстве героя у могилы растет посаженная друзьями сирень, и пахнет полынью, словно герой вновь вернулся в родную Обломовку.
Заключение
Пейзаж в романе «Обломов» выполняет ведущую смысловую и сюжетообразующую функции. Тонкое ощущение природы, течения ее естественного времени и вдохновение каждым ее проявлением в произведении доступно только рефлексирующему, мечтательному Обломову и влюбленной Ольге. После замужества, при изображении жизни девушки со Штольцем в Крыму, Ольга неосознанно для себя теряет то умение чувствовать каждое проявление природы, которое было у нее во время отношений с Обломовым. Автор словно пытается показать читателю, что, несмотря на скорость урбанизированного мира, человеку неподвластно естественное изменение циклов природы – текучих и меняющихся на протяжении всей человеческой жизни.
Анализ сна Обломова
«Обломов» – произведение о «лишнем человеке», о том, как лень и апатия способны съесть человека, и сделать бесполезным того, кто был бы способен принести миру пользу. В произведении использованы различные образы, а с помощью контрастов и ярких моментов произведения читатель узнает важные факты о герое. Для понимания эпизода про сон Обломова анализ очень важен, ведь это одна из основных сцен произведения, которая во многом раскрывает его смысл.
Структура эпизода
Сон Обломова является кульминационным моментом произведения. Его структура важна для общего понимания смысла, ведь контраст возрастов дает читателю понять, что и как изменилось в жизни главного героя. Данный эпизод можно рассматривать как отдельное произведение, так как его структура выстроена по всем правилам литературного искусства. Сон формально разделяется на три части. В одной из них Обломов вспоминает себя маленьким мальчиком, в другой он подросток, а в третьей – уже взрослый.
Детство Обломова
В начале сна Обломов видит себя маленьким мальчиком, который находится в своем любимом доме – обломовке. В его душе обломовка предстает с особенным трепетом, нежностью, любовью. Он воспоминает все, что отзывается теплом в его сердце – красивые пейзажи, крестьянский быт, гармония и единение с природой, родительская любовь и ласка. В начале сна Обломову семь лет. Он вспоминает время, когда мир был интересен ему во всей красе. Во время дневного сна родителей мальчику были подвластны любые интересные для него вещи. но когда родители бодрствовали, он начинал вбирать ту самую обломовщину, примерять на себя законы барской жизни. Мальчик был полон энергией и интересом к миру, от которого на самом деле был изолирован. Этот мир представлялся ему таким, каким его описывала няня в своих сказках. Сама жизнь в обломовке была похожа на сказку – все любили его, баловали, лелеяли. Но сказка эта была монотонной. Его сердце было наполнено любовью к миру, которая требовала взаимности, но реальный мир оказался совсем не таким, каким его себе представлял маленький мальчик.
Обломов-подросток
Во второй части сна читатель видит героя в возрасте 14 лет. За это время в мальчике произошли большие изменения. Это время, когда герой должен был обучаться, но у него не удалось сделать этого полноценно, ведь все уроки за него делал сын учителя-немца. Андрей в последствии стал другом героя, который пытался вытащить Обломова из его состояния. Но именно в этом возрасте барский уклад жизни привил мальчику любовь к безделью, ощущение обломовщины, которую он принес и в свою взрослую жизнь. В этом нельзя винит ни самого Илью, ни его родителей. Виноват в этом скорее жизненный уклад, который был присущ этой социальной категории. Эту особенность можно назвать болезнью общества, и ребенок был просто не в состоянии справиться с такой болезнью, разорвать эти оковы. Ему давалось все, что он только захочет, в том числе и друзья, детские забавы.
Взрослый Обломов
Не справившись с миром вне обломовки, оставшись без родительского попечения, Обломов объявляет миру пассивный протест. Он не научился работать и не понял ценности труда, он не привык обслуживать себя сам. Обломовка осталась для него идеалом, который не нашел места в реальной жизни.
Глава «Сон Обломова» имеет большое значение для всего произведения. В нем Обломов видит себя и свое состояние в развитии, с самых малых лет. Обломовка для него райский уголок, где все интересно, где жизнь бьет ключом и не отталкивает. Именно таким мог бы стать для него и реальный мир, но сам жизненный устрой России того времени не позволил Обломову быть счастливым и жить полной жизнью.
Подробный план главы «Сон Обломова»: цитатный план эпизода
![]() |
Обломовка. Художник П. Н. Пинкисевич |
«Сон Обломова» является одной из центральных глав романа «Обломов» И. А. Гончарова. Это IX-ая глава 1-ой части романа.
В этой статье представлены подробный цитатный план главы «Сон Обломова»: описание основных событий и фактов, описанных в данном эпизоде.
Смотрите:
— Критика о главе «Сон Обломова»
— Краткое содержание «Сна Обломова»
— Все материалы по роману «Обломов»
План главы «Сон Обломова»: подробный цитатный план эпизода
«Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей.»
«. общим видом этой скромной и незатейливой местности.»
«Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок!»
«Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их.»
«Крестьяне в известное время возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и геркулесовыми столпами, да раз в год ездили некоторые на ярмарку, и более никаких сношений ни с кем не имели.»
«В последние пять лет из нескольких сот душ не умер никто, не то что насильственною, даже естественною смертью.»
«Илья Ильич проснулся утром в своей маленькой постельке. Ему только семь лет. Ему легко, весело.«
«Потом мать, приласкав его еще, отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг. «
«Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе.»
«И жена его сильно занята: она часа три толкует с Аверкой, портным, как из мужниной фуфайки перешить Илюше курточку. » (автор иронично о матери Обломова)
«Но главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом. «
«Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!»
«Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»
«И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.»
«Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады.»
«А он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которым начиналась его самостоятельная жизнь. Он был как будто один в целом мире; он на цыпочках убегал от няни. » (об Илье)
«Потом Обломову приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса. «
«Узнал Илья Ильич, что нет бед от чудовищ, а какие есть — едва знает, и на каждом шагу все ждет чего-то страшного и боится. И теперь еще, оставшись в темной комнате или увидя покойника, он трепещет от зловещей, в детстве зароненной в душу тоски; смеясь над страхами своими поутру, он опять бледнеет вечером.»
«Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати.»
«Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. Наконец отвезли.»
«И вот воображению спящего Ильи Ильича начали так же по очереди, как живые картины, открываться сначала три главные акта жизни, разыгрывавшиеся как в его семействе, так у родственников и знакомых: роди́ны, свадьба, похороны.
Потом потянулась пестрая процессия веселых и печальных подразделений ее: крестин, именин, семейных праздников, заговенья, разговенья, шумных обедов, родственных съездов, приветствий, поздравлений, официальных слез и улыбок.»
«Они с бьющимся от волнения сердцем ожидали обряда, пира, церемонии, а потом, окрестив, женив или похоронив человека, забывали самого человека и его судьбу и погружались в обычную апатию, из которой выводил их новый такой же случай — именины, свадьба и т.п.»
10. Однажды в Обломовке рушится часть дома, из-за чего погибает наседка с цыплятами. Это вызывает переполох в имении, но затем ремонт дома, как обычно, откладывается на неизвестный срок:
«Так, например, однажды часть галереи с одной стороны дома вдруг обрушилась и погребла под развалинами своими наседку с цыплятами. «
«Потом, недели через три, велено было Андрюшке, Петрушке, Ваське обрушившиеся доски и перила оттащить к сараям, чтоб они не лежали на дороге. Там валялись они до весны.»
«Снится еще Илье Ильичу большая темная гостиная в родительском доме. «
«В комнате тускло горит одна сальная свечка, и то это допускалось только в зимние и осенние вечера.»
«Не для всякого зажгут и две свечи: свечка покупалась в городе на деньги и береглась, как все покупные вещи, под ключом самой хозяйки. Огарки бережно считались и прятались.»
«Вообще там денег тратить не любили, и как ни необходима была вещь, но деньги за нее выдавались всегда с великим соболезнованием, и то если издержка была незначительна. Значительная же трата сопровождалась стонами, воплями и бранью.»
«На креслах в гостиной, в разных положениях, сидят и сопят обитатели или обычные посетители дома.Между собеседниками по большей части царствует глубокое молчание: все видятся ежедневно друг с другом. «
«Видит Илья Ильич во сне не один, не два такие вечера, но целые недели, месяцы и годы так проводимых дней и вечеров.
Ничто не нарушало однообразия этой жизни, и сами обломовцы не тяготились ею, потому что и не представляли себе другого житья-бытья; а если б и смогли представить, то с ужасом отвернулись бы от него.»
«Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать или заливаться добродушным смехом от деревенского юмора, или, собираясь в кружок, рассказывали, что кто видел ночью во сне.»
«Все обомлели; хозяйка даже изменилась немного в лице; глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму.
— Что за диковина! От кого это? — произнесла наконец барыня, опомнившись.»
«Наконец не вытерпели и на четвертый день, собравшись толпой, с смущением распечатали. Обломов взглянул на подпись.»
«Оказалось, что Филипп Матвеевич просит прислать ему рецепт пива, которое особенно хорошо варили в Обломовке.»
«Впрочем, Илье Ильичу снятся больше такие понедельники, когда он не слышит голоса Васьки, приказывающего закладывать пегашку, и когда мать встречает его за чаем с улыбкой и с приятною новостью:— Сегодня не поедешь; в четверг большой праздник: стоит ли ездить взад и вперед на три дня?»
«И нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома. За предлогами, и кроме праздников, дело не ставало. Зимой казалось им холодно, летом по жаре тоже не годится ехать, а иногда и дождь пойдет, осенью слякоть мешает.»
«. ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат:
— Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас.
И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя.После он нашел, что оно и покойнее гораздо, и сам выучился покрикивать: «Эй, Васька! Ванька! подай то, дай другое! Не хочу того, хочу этого! Сбегай, принеси!». «
«Бесенок так и подмывает его: он крепится, крепится, наконец не вытерпит и вдруг, без картуза, зимой, прыг с крыльца на двор, оттуда за ворота, захватил в обе руки по кому снега и мчится к куче мальчишек.»
«. потом напоили его мятой, там бузиной, к вечеру еще малиной и продержали дня три в постели, а ему бы одно могло быть полезно: опять играть в снежки. «
Краткое содержание «Сон Обломова»
Всего получено оценок: 5154.
О произведении
Глава 9 «Сон Обломова» Гончарова является одним из ярких эпизодов романа «Обломов», написанного в 1859 году. Сон Обломова, состоящий из нескольких периодов жизни главного героя, помогает лучше раскрыть его характер, понять мотивы поступков.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сна Обломова» на нашем сайте, а после – пройти тест для проверки знаний. Пересказ отрывка будет полезен при подготовке к уроку литературы.
Место и время действия
События этой главы происходят в 1820-е годы в деревне Обломовке.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Обломову снился чудный край, который « представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей ». Казалось, все там сулило счастье, мир и спокойствие. Уголок тот состоял из нескольких деревушек, и среди местных крестьян царили « тишина и невозмутимое спокойствие », не нарушаемые никакими мирскими страстями. Дважды в год они ездили на ярмарку, и больше ни с кем не имели никаких связей. Крестьяне « слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы », а дальше следовал мрак, населенный чудовищами, великанами и « людьми о двух головах ».
Именно в этот удивительный край и перенесся в своем сне Обломов. Две деревеньки – Сосновка и Вавиловка – « были наследственной отчиной рода Обломовых », и часто их называли Обломовкой. Илья Ильич проснулся ранним утром в своей детской постельке, ему было всего семь лет. Добрая няня тут же принялась его одевать, умывать и причесывать. Мать осыпала любимого сына поцелуями, после чего все отправились пить чай. За столом маленький Илюша был в центре внимания многочисленных родственников, каждый из которых старался приласкать мальчика и угостить его чем-то вкусненьким.
Затем любознательный, живой мальчик отправлялся на прогулку под строгим надзором няни. Женщине приходилось целый день бегать за резвым воспитанником, который так и норовил оказаться в самых «опасных» местах. Она любила Илюшу всем сердцем, и эта ежедневная суматоха не утомляла ее.
Вдосталь набегавшись и напрыгавшись, Илюша принимался пристально наблюдать за окружающим его миром. Словно губка, впитывал он различные явления, которые глубоко западали в его душу, росли и зрели вместе с ним.
Родители Илюши также не сидели без дела: старик Обломов, сидя у окна, контролировал каждый шаг челяди, а мать давала им бесконечные поручения. Ее « главною заботою была кухня и обед », подготовка к которому начиналась сразу после утреннего чая. В Обломовке большое внимание уделяли заботе о пище. Здесь выращивали самых жирных гусей и индюшат, пекли самые вкусные пироги, делали лучшие в округе соленья и варенья.
После обеда наступал « час всеобщего послеобеденного сна ». Весь дом словно впадал в оцепенение, и этим неизменно пользовался Илюша. Он беспрепятственно взбирался на голубятню, исследовал сад, канаву, выбегал за ворота. После сна все домашние собирались к чаю, а затем занимались своими делами. С наступлением сумерек наступало время ужина, после которого дом погружался в сладостный, безмятежный сон.
Далее Обломов « увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати ». Он учился в пансионе немца Штольца, который не только учил его грамоте, но и пытался перевоспитать изнеженного барчука. « Немец был человек дельный и строгий », и, возможно, у него Илюша набрался бы ума-разума, если бы родная Обломовка не находилась недалеко от пансиона. Мальчик перенимал неспешный образ жизни своих родителей, которые ни к чему не стремились, не ставили перед собой никаких целей. « Другой жизни и не хотели и не любили бы они ». В воспитании сына они переживали лишь о том, « чтоб дитя было всегда весело и кушало много ».
Отправляя Илюшу на неделю в пансион, мать снабжала его всевозможными яствами, и все потому, « что у немца не жирно кормят ». При каждом удобном случае, будь то праздник, приезд гостей или плохая погода, она надолго оставляла сына дома.
Так и рос Илья, будто цветок в теплице. Он стремился жадно познавать мир, резвиться, играть в снежки вместе с деревенскими мальчишками, но родители видели в этой славной живости характера лишь угрозу его здоровью, и тщательно кутали мальчика в теплые одеяла.
Заключение
Сновидение главного героя играет большую роль в понимании его характера, раскрывает причины появления в обществе явления «обломовщины». Инертность, нежелание и неумение трудиться, душевная глухота Обломова были следствием его воспитания.
После ознакомления с кратким пересказом «Сна Обломова» рекомендуем прочесть отрывок в полной версии.
Тест по произведению
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Анализ Сна Обломова — 9 главы романа Гончарова Обломов
В 9 главе произведения, в форме сна главного героя, автор описывает причины, приведшие того к деградации.
Во сне Обломов видит деревню, принадлежавшую ранее его родителям, а теперь ему самому, в которой он провел детство. Жизнь в Обломовке течет медленно и размеренно, отношения между людьми подчеркнуто патриархальные. Маленький Илья Обломов с самого начала видит гипертрофированную заботу родителей и приставленных к нему слуг.
Родители главного героя романа изображены добрыми людьми. Они не притесняют своих крепостных, а просто живут за их счет. Однако отсутствие проблем, вызовов со стороны окружающей среды, сделало их ленивыми людьми, проводящими жизнь как-бы в полусне. Здесь писатель, возможно и в несколько гипертрофированной форме, говорит о среде, в которой вырос он сам. Однако Гончаров, в отличие от своего героя, смог вырваться из того болота, поэтому хорошо представлял себе его и смог описать опасности, которые оно таит.
Илья Обломов изображен любознательным, живым и подвижным ребенком, но все его естественные попытки познавать окружающий мир, которые должны были сформировать личность, давятся на корню родителями и приставленными ими воспитателями из крепостных.
Писатель показывает, что к его герою не проявлялось никакого насилия, а давление на него было сдобрено огромным количеством проявленной заботы и любви. Главная опасность видится именно в этом: суровые наказания могли или сломать Илью, превратив его в безвольную куклу, или же, наоборот, воспитать в нем твердый характер, умение противостоять давлению. Однако отвечать злом на доброту и заботу не принято, что и сформировало безволие главного героя.
Существенную роль в формировании характера Обломова сыграл и сам распорядок жизни в деревне. Если бы все ограничивалось просто запретами уходить далеко от усадьбы или играть в определенные игры, то, возможно, Илья нашел бы себе другое поле для развития своей любознательности. Однако жизнь в Обломовке была наполнена большим число ритуалов, в том числе медленным поглощением пищи и обязательным послеобеденным сном. У главного героя оставалось не так много свободного времени.
Другой причиной, приведшей Обломова к «диванному существованию» стали, по мнению автора, сказки няни. Илья обладал живым умом, который ему настойчиво не давали развивать, обращаясь к внешнему миру или школьным занятиями. Однако сказки, порождающие мечты и размышления о выдуманном фантастическом мире, дали выход энергии Обломова, и он замкнулся в себе.
В сне Обломова фигурирует и Андрей Штольц, являющийся одновременно другом и антиподом главного героя. Он влияет на Илью в другом направлении, помогает ему в освоении школьных уроков, пропущенных по вине родителей, но влияние сонной Обломовки перевешивает.
В целом, данная глава показывает роль воспитания и опасность чрезмерной заботы для формирования личности.
Анализ 2
Эта глава представляет собой воспоминания Обломова – о детстве и юности. Тут показана его семья, имение, образ жизни, которые и повлияли на формирование Ильи.
По-моему, эта глава вполне могла бы быть в виде просто воспоминания. Вот, детство героя было таким-то. А тут спит Илья Ильич и видит… Думаю, что это сделано потому, что он почти всё время спит! А ещё потому, что сон – это почти мечта, вот возвращение в детство и могло быть мечтой Ильи.
Как было не стать Обломову таким, как его все знают (в плохом смысле), если он стал воплощением всей лени и ограниченности тех мест. И ведь показывается, что и малыш, и подросток Илюша любил озорничать… Побежать в лес одному, поиграть с ребятами в снежки. Но маменьки так опекали его, что у них истерика случалась от поведения этого «бесенка». И ещё не разрешали ему ничего делать, даже нельзя чулки самому надеть или какую вещь поднять, на то есть слуги! И поощряли его нелюбовь к учёбе, то есть помогали ему отлынивать от занятий. А ещё вселяли в него страх к миру сказками и любовь к «волшебной халяве».
Вообще, родные и сами ничего особо не делали, и другим не давали. Барин всё собирался: почитать, написать другу, починить галерею и крыльцо… Точней, распорядиться починить. Зато обряды все соблюдали точно (особенно в отношении еды), но не очень интересовались самими людьми. Сонное царство! И очень боялись нового. Письмо если принесли, так не бери! Чужой в канаву упал, выбраться не может, так не помогай! Мало ли что…
И сама природа в Обломовке подходящая. Без гор и морей, которые могли бы взволновать, но и без лишней красоты, которая могла бы вдохновить поэта. Например, луну автор сравнивает с деревенской глупой девкой, которая наивно и прямо смотрит на художника. Не хочется и рисовать её, а послать только… за квасом. Кстати, жители деревни ленились даже мух из кваса вытащить, просто сдували их.
Разговоров почти не было в этом доме, так как никаких мыслей не было у людей, а нового они боялись. Вот и сидели в тишине, а то и спать шли с закатом, ведь на свечах (да и на всём экономили). Деньги прятали в сундуки, так спокойней.
Единственным выходом был для Ильи пансион Штольца, дружба с энергичным сыном немца – Андреем. Но и тут всё как-то не так, юный Штольц делал за друга переводы, помогал ему лениться дальше.
В общем, не стал Илья Ильич революционером – не изменил жизнь в Обломовке, а увяз в ней, поддался. Всё, конечно, доведено до высшей степени.