Краткое содержание Чернышевский Сны Веры Павловны
Первый сон
Вначале героиня будто находится в заточении в тёмном подвале. Но потом она как будто освободилась, оказавшись в пшеничном поле. В тоже время она как будто вылечилась от, как ей казалось, паралича. В то же время с ней начала говорить женщина, «невеста её жениха», в данном образе автор попытался изобразить любовь к людям. После чего девушка гуляет по городским улицам и помогает всем встречным, потому что та женщина попросила её освобождать и излечивать таких же девушек.
Данный фрагмент символизирует собой моральное высвобождение героини, и её освобождение из мира тёмных людей (Её семьи где царят консервативные и архаические нравы, а женщина считается не более чем вещью которую можно выгодно выдать замуж).
Второй сон
Второй сон начинается с того что Лопухов и Мерцалов идут по полю и рассуждают о грязи, почему из одной прорастает пшеница, а из другой нет? Потом Вера сначала видит свою мать страдающую от нищеты и неурядиц, позже видит сцену в которой она сидит на руках у офицера, а потом видение где девушка не может устроится на работу. «Любовь к людям» объясняет Вере, что ей стоит простить мать за злое и жестокое обращение, ведь та всю жизнь пыталась вывести семейство с бедности, от чего и озлобилась на весь мир.
Сны связаны с людьми из прошлого Веры, эти люди застряли во тьме, хотя и против своей воли и в силу жизненных обстоятельств, но в люди им уже не выбиться. Грязь из которой ничего не растёт как раз и символизирует старый мир Веры, а «плодородная» грязь это её новая жизнь.
Третий сон
В этом сне, Вера вместе с певицей Бозио листает свой дневник (который существует только во сне). В дневнике расписаны подробностях с Лопуховым совместной жизни и отношений. С последней же страницы становится понятно, но она хоть и хочет, но не может любить супруга, их отношения основаны на дружеской привязанности, в действительности она любит Кирсанова.
Из этого сна Вера осознаёт истинную природу своих чувств. Она решает что несмотря на узы брака только она является хозяйкой своих души и тела, и имеет право строит отношения с тем к кому лежит её душа.
Четвёртый сон
Во сне Вера видит богинь: Астарту, Афродиту и Богоматерь. Сквозь них её проводит невиданная ранее красавица, в которой героиня узнаёт «новую» себя, независимую, свободную, раскрепощённую, сильную. В конце Вера видит подобие рая или идеального общества.
В данном отрезке автор чётко изображает идеальное общество, построенное по принципу равенства прав. И выросшую за время сочинения героиню, которая теперь является ничем не хуже (а во многом и лучше по своим качествам) чем любой из представителей сильного пола.
В произведении чётко прослеживается эволюция героини. Она из женщины, которой уготована судьба матери (мучения в нищете против собственной воли и жизнь с мужчиной, к которому нет никаких чувств). Вырывается из этого «непрерывного потока эмансипации», она становится тем, кем она хочет стать, доказывая всем что женщина сама вправе выбирать свою судьбу.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
На территории леса одной из далеких стран мира – Финляндии – особое внимание привлекали две древние сосны. Иногда из их кроны слышалась песня дрозда. А соседние растения не переставали удивляться их могуществу и росту.
Этот роман написал в форме писем, в которых Вертер, молодой человек описывает свои мысли, переживания. Адресованы эти послания другу Вертера, Вильгельму.
Фантастический роман-утопию «Туманность Андромеды» создал советский писатель Иван Антонович Ефремов. Автор передал мир далёкого будущего, где человечество продолжает покорять космические просторы, а на Земле уже развиты технологии.
У Фомы Пухова умерла жена. Он был человеком не очень чувствительным и резал колбасу на гробе, потому что проголодался. К нему пришёл рабочий и принес путевку на подпись
Первый сон
Сны Веры Павловны в романе «Что делать?» появляются начиная с двенадцатой главы. Именно тогда автор описывает первое из них.
В начале своего сновидения Вера оказывается заперта в погребе. Но неожиданно она освобождается и переносится на поле, где спелые колоски поражают своим ярким желтым цветом. В момент перехода героиня выздоравливает: она словно была парализована, но очутившись на свободе, ее самочувствие резко улучшается, а тело начинает слушаться.
С Верой разговаривает девушка, «невеста ее жениха». Через ее образ Чернышевский отобразил любовь к людям.
Вера идет на прогулку по городу и по пути помогает всем, кто встречается на ее пути, ведь новая знакомая попросила ее освобождать девушек из темных подвалов и лечить их.
Первое сновидение символизирует освобождение Веры из общества людей ограниченного, старого типа мышления. Образы в нем это аллегория и каждый из них имеет смысл:
В головах ее родителей плотно засела мысль, что женщина больше ни для чего не годиться. Поэтому оставив родной дом, Вера испытала облегчение: она теперь не обязана стараться продать себя подороже. Раньше ее жизнь была наполнена страхом и злобой из-за сильного давления матери. Но освободившись, она познает истинную любовь к человечеству. Девушка понимает, что на планете есть и другие люди, разумные и не испорченные. Таких она встречает повсюду на улицах своего сна и ей становится радостно.
«Любовь к людям» величает себя «невестой жениха Веры», ведь это Лопухов открыл для девушки другой мир. Просьба отпускать всех женщин подтолкнет героиню к открытию швейной мастерской.
Второй сон
В своем следующем сновидении Вера увидела, как Лопухов вместе с Мерцаловым идет по полю, где они обсуждают реальную и фантастическую грязь. Первая наполнена здоровой и природной жизнью, в ней прорастают колосья. А вторая — лишь гниль и фальшь, она не плодородит и в ней нет великого смысла. Во время их беседы героиня замечает свою мать, бедную и обеспокоенную вопросом пропитания семьи. Но все же на ее лице она заметила едва заметную улыбку.
В следующий миг героине снится, словно она сидит на коленях у офицера. Эта сцена меняется на ту, где Вера не может найти работу. Ее давняя знакомая, Любовь к людям, изъясняет, что девушке необходимо перестать держать обиду на свою мать за ее жестокость. Поскольку Марья Алеексеевна всю свою жизнь посвятила тому, чтобы вывести семью из нищеты, а потому и обозлилась на мир, что оказалась в невыносимо тяжелых условиях.
Сны в романе «Что делать?» значение имеют символическое. Но они раскрывают содержание истинных мыслей героини и ее желаний. Два первых сновидения отображают отношения Веры с теми, кто относится к людям старого типа мышления. Их легко назвать пошлыми, но они превратились в таких из-за трудностей жизни. И как бы они ни пытались, но пробиться в люди они никогда не смогут. Честный труд сможет дать им кусок хлеба и кров над головой, но не поможет повысить уровень жизни.
Настоящая грязь — это мир убитых нищетой людей, которые всю жизнь работают и приносят пользу. Они все еще способны перевоплотиться в добрых, нравственных граждан. Но для этого им нужен шанс начать жить, а не выживать.
Фантастическая грязь — это общество довольных жизнью, незаслуженно обогащенных людей, которые на самом деле не несут никакой пользы. Вельмож тревожат лишь мелкие вещи, их души тесны и убоги. И социальный слой в обществе такой создался искусственно, а потому в нем нет людей с поистине чистыми мыслями, способных развиваться.
При помощи этих сцен Николай Гаврилович дает читателю описание картины социальных слоев русского общества — бедных и богатых.
По представлению Чернышевского, хорошая почва — это трудовая жизнь и она правильная. Лишь на ней способны вырости колоски морали и нравственности. Фантастическое — это отсутствия трудовой деятельности, паразитизм.
Третий сон
Третье сновидение было кратким и недолгим. В нем певица Бозио держит в руках Верин дневник, которого в настоящей жизни не существует. И начинает его читать вместе с главной героиней. Страницы дневника рассказывают им о любовных отношениях героини с Лопуховым. Приближаясь к последней странице, девушка боится ее смотреть, но все и так становится понятно. Вера осознает, что она хотела бы, но не способна полюбить мужа. Вера Павловна ценит его и уважает, но чувств между ними нет — только дружба и привычка. В действительности же девушка любит Кирсанова.
Проведя анализ событий сна и реальной жизни, видно, как в нем Вера осознает, что такое настоящие искренние чувства к любимому человеку. И тогда она понимает, что может свободно распоряжаться своей жизнью, несмотря на заключенный брак. Ведь главное — это к кому тянется сердце. А если его вкусы поменялись, то нужно следовать ему, а не соблюдать нелепые формы приличия из-за страха быть осужденной обществом. Это одна из самых важных составляющих эмансипации, которая делает женщину абсолютной хозяйкой своих души и тела. И она сама вправе решать, с кем быть.
Четвертый сон
Последнее сновидение Веры Павловны Чернышевский описан в шестнадцатой главе. В нем видит самых разных богинь в порядке их появления:
Среди множества богинь ее ведет красивая женщина, в которой Вера с легкостью узнает свой облик — раскованную и свободную владычицу нового времени. В следующий миг перед ее глазами встает райский сад. В нем звучат радостные голоса людей, песни и стихи. Люди там свободны, равны между собой, а труд является добровольным. В саду никто никого не принуждает делать что-либо. Здесь растет пшеница и пасется скот.
В этом сновидении автор отобразил общество завтрашнего дня. В нем все определяется правилом «свобода, равенство и братство». Каждая из богинь отражает роль и место женщины в обществе, которое с течением времени меняется. Первая — предмет наслаждения и восхищения, а последняя полноправный член общества. Вера символизирует независимую, умную женщину, которая равна мужчинам. Она не унижена ими и не использована.
Сны Веры в романе «Что делать?» можно расшифровать, как последовательное отображение освобождения героини. Все образы символичны, но в первом она вместе с другими девушками освобождается из подвала, а спустя четыре сна становится независимой.
И так должно было обновиться все общество, а призраки прошлого — уйти в небытие. Автор верил в наступление светлого будущего, где все будут свободны и равны. Он даже предался сочинению и описанию этого идеального мира в последнем сне Веры.
Сны Веры Павловны (краткое содержание)
Первый сон Веры Павловны: героиня находится в подвале, в заточении, но внезапно оказывается на поле со спелыми желтыми колосьями. Вера как будто была больна параличом, но освободившись стала лучше себя чувствовать. С верой заговорила женщина, которая просила выпускать из подвалов девушек и помогать им излечиваться.
Второй сон: Лопухов и Мерцалов гуляют в поле. Они беседуют о том, что существует два вида грязи – реальная и фантастическая. Если первая позволяет жизни иди естественным путем, в ней рождаются колосья, то вторая – разрушительна, в ней не может быть плодородия. В это время Вера видит свою мать, которая неустанно трудится для того, чтобы прокормить семью, но на ее изнуренном лице проскальзывает улыбка. Затем героине видится, как она сидит на коленях у офицера, а после приходит явление, что она не может устроиться на работу. Вере становится понятно, что нужно простить свою мать за жестокость, ведь все свои силы она положила на то, чтобы вывести семью из нищеты, что и стало причиной ее ожесточения.
Третий сон: Дневник Веры, которого на самом деле не существует, попадает в руки к певице Бозио. Они читают его вместе. Написано в дневнике о подробностях отношений героини с Лопуховым. Последнюю страницу девушка открывать боится. Становится понятно, что она хотела бы любить мужа, но не может, так как их чувства – это всего лишь дружба и привязанность. На самом деле Вера влюблена в Кирсанова.
Четвертый сон: В хронологическом порядке Вере являются различные богини: Астрата, Афродита, Богоматерь. Через этот парад появляющихся богинь Веру ведет одна красавица, в которой героиня узнает саму себя. Она раскрепощена, независима, повелительница нового времени. Перед Верой появляется некий райский сад. Труд в нем является добровольным, все равны и свободны, нет ничего принудительного и обязательного.
Сны Веры Павловны: смысл и значение
Автор: Guru · 09.02.2018
Каждый, кто читал произведение Чернышевского «Что делать?», наверняка отметил своеобразие композиционного построения романа. Автор делится с читателями своими мыслями, рассказывает о своих идеалах посредством описания снов главной героини. Все они воспринимаются не буквально и таят в себе скрытый смысл.
Первый сон
О чем? Героиня была в заточении в подвале, но внезапно высвободилась из плена и оказалась в поле, где желтели спелые колосья. Одновременно с этим переходом случилось выздоровление Веры: она как будто была больна параличом, но после освобождения стала чувствовать себя лучше. С ней заговорила женщина, «невеста ее жениха», в этом образе автор изобразил любовь к людям. Девушка отправляется гулять по улицам города, помогая всем встречным, ведь новая знакомая просила ее выпускать девушек из подвалов и лечить их.
Смысл. Этот сон означает освобождение Веры из среды вульгарных и ограниченных людей старой формации. Подземелье – символ «темного царства», где темнота – невежество, а духота – несвобода. Родители героини – рабы условностей и стереотипов, недаром мать учит дочь соблазнять богатого человека и выходить замуж по расчету. В их мире женщина больше ни на что не способна. Покинув семью, Вера испытывает облегчение: ей больше не надо пытаться продать себя. Если раньше она жила в страхе и злобе из-за постоянного давления матери, то после освобождения к ней действительно приходит любовь к человечеству. Она узнает, что на Земле есть другие люди, не пошлые и не глупые. К ним она и подходит на улицах во сне, испытывая радость. «Любовь к людям» называет себя «невестой жениха Веры», потому что именно Лопухов открывает героине новый мир. Просьба выпускать всех девушек вдохновит героиню на создание швейной мастерской.
Второй сон
О чем? Лопухов и Мерцалов идут в поле, где говорят о реальной и фантастической грязи. В первой протекает здоровая и естественная жизнь, появляются колосья, а вторая – гнилая и фальшивая, в нет плодородия и сути. Во время этого разговора девушка видит свою мать, погрязшую в бедности и неусыпных заботах о пропитании для семьи. Зато в тот момент на лице изнуренной женщины просветлела улыбка. Потом Вера видит, будто она сидит на коленях у офицера. Это видение сменяется сценой, где героиня не может устроиться на работу. Старая знакомая девушки, Любовь к людям, объясняет, как важно Вере простить свою мать за злость и жестокость: Марья Алексеевна всю жизнь положила на то, чтобы вывести семью из нищеты, поэтому она и ожесточилась на мир, что поставил ее в такие трудные условия.
Смысл. Первые два сна – отражение взаимоотношений Веры Павловны с теми, кто принадлежал к миру прошлого. Этих людей можно назвать пошлыми, однако их таким сделали тяжелейшие жизненные обстоятельства. Как бы они не старались, им не выбраться в люди. Весь их труд едва может прокормить, но уж никак не изменить условия жизни. Реальная грязь – это мир этих забитых нищетой обывателей, которые, тем не менее, трудятся и приносят обществу пользу. Они могут переродиться в добрых, ответственных и нравственных горожан, но им необходимо дать возможность жить, а не выживать. Фантастическая грязь – это среда праздных, незаслуженно облагодетельствованных господ, от которых никакой пользы. Их волнуют только несущественные мелочи, их внутренний мир тесен и убог. Такое положение в обществе искусственно, поэтому в нем нет естественных и подлинно чистых людей, способных на развитие. Посредством этих сюжетов Чернышевский рисует картину социального состава русского общества – бедных и богатых. Согласно автору, под хорошей почвой понимается трудовая жизнь, которая и является правильной. На ней произрастают колосья морали и нравственности. Фантастическим является отсутствие труда, паразитизм.
Третий сон
О чем? Певица Бозио берет в руки несуществующий в реальности дневник Веры и читает его вместе с ней. Там изложены подробности отношений героини с Лопуховым. Из последней страницы, которую девушка боится открывать, становится ясно, что она хочет, но не может любить супруга. Она уважает и ценит его, но их чувства – всего лишь дружеская привязанность. Вера любит Кирсанова.
Смысл. В этом сновидении героиня постигает истинную природу своих чувств и приходит к выводу, что должна свободно распоряжаться собой, несмотря на узы брака. Главное – это сердечная склонность, и если она изменилась, нужно следовать за ней, а не блюсти формальные приличия из-за боязни общественного порицания. Это один из важнейших элементов эмансипации, который делает женщину полноправной хозяйкой своего тела и своей души. Она вправе решать, с кем ей быть.
Четвертый сон
О чем? Вера видит всевозможных богинь в хронологическом порядке: языческую Астарту, древнегреческую Афродиту, «Непорочность», как отражение Богоматери и т.д. Сквозь парад богинь ее ведет красавица, в которой Вера узнает себя – раскрепощенную и независимую повелительницу нового времени. Также перед ней появляется своеобразный райский сад, где труд доброволен, все равны, свободны, никто никого и ни к чему не принуждает.
Смысл. В этом сне автор изобразил общество будущего, где главенствуют социалистический принципы «свободы, равенства и братства». Все богини отражают социальную роль женщины, которая меняется со временем: от предмета наслаждения и восхищения до вполне логичного финала – эмансипации, когда дамы становятся полноправными членами общества и носительницами многообразных социальных ролей. Если Афродита – лишь развлечение для мужчин, а Непорочность – их собственность и репродуктивный орган, то сама Вера – это независимая, умная и развитая дама, которая равна сильному полу, а не принижена и использована им.
Если первый сон представляет собой символическую картину: не только героиня покидает старый мир, но и все девушки «из подвала», наконец, вырываются на свободу, то эмансипированными они становятся уже в четвёртом сне – такой же символической картине. Обновляется всё человечество, пережитки прошлого умирают. Мы понимаем, что писатель верил в вероятность наступления светлого будущего, и что каждый, кто мог видеть такие сны, каким-то образом приближал миг всеобщего счастья и свободы.
Краткое содержание Сны Веры Павловны в романе Чернышевского Что делать? для читательского дневника
3-й сон
Заснула Вера Павловна и видит такой сон. Будто после чая легла она с книгой почитать, но начала вдруг думать о том, что ей в последнее время скучно. Вспомнила, что накануне хотела поехать в оперу с Кирсановым, но он не достал билет. Она пришла к выводу, что лучше ездить с мужем: он никогда не оставит её без билета. Она сокрушается, что из-за нерасторопности Кирсанова, пропустила «Травиату». Вдруг перед ней предстаёт артистка из «Травиаты», и протягивает Вере Павловне её же дневник. Оказывается, в этом дневнике записаны все события, которые произошли с женщиной накануне, а также все её мысли, и даже то, что Вера Павловна сидит по вечерам одна.
Первый сон
О чем? Героиня была в заточении в подвале, но внезапно высвободилась из плена и оказалась в поле, где желтели спелые колосья. Одновременно с этим переходом случилось выздоровление Веры: она как будто была больна параличом, но после освобождения стала чувствовать себя лучше. С ней заговорила женщина, «невеста ее жениха», в этом образе автор изобразил любовь к людям. Девушка отправляется гулять по улицам города, помогая всем встречным, ведь новая знакомая просила ее выпускать девушек из подвалов и лечить их.
Смысл. Этот сон означает освобождение Веры из среды вульгарных и ограниченных людей старой формации. Подземелье – символ «темного царства», где темнота – невежество, а духота – несвобода. Родители героини – рабы условностей и стереотипов, недаром мать учит дочь соблазнять богатого человека и выходить замуж по расчету. В их мире женщина больше ни на что не способна. Покинув семью, Вера испытывает облегчение: ей больше не надо пытаться продать себя. Если раньше она жила в страхе и злобе из-за постоянного давления матери, то после освобождения к ней действительно приходит любовь к человечеству. Она узнает, что на Земле есть другие люди, не пошлые и не глупые. К ним она и подходит на улицах во сне, испытывая радость. «Любовь к людям» называет себя «невестой жениха Веры», потому что именно Лопухов открывает героине новый мир. Просьба выпускать всех девушек вдохновит героиню на создание швейной мастерской.
4-й сон
Снится Вере Павловне, что везде звучат песни и стихи, и от этого ей становится радостно. Она видит, что совсем рядом, возле каких-то шатров, пасутся бараны и лошади. Далее видны горы, покрытые белым снегом. Какой-то голос спрашивает Веру Павловну, хочет ли она знать, как будут жить люди в дальнейшем? Затем чья-то рука указывает женщине куда-то в сторону, и она видит самые лучшие поля на которых растёт прекрасная пшеница.
Голосов: 188
Читать краткое содержание Чернышевский Сны Веры Павловны. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Второй сон
О чем? Лопухов и Мерцалов идут в поле, где говорят о реальной и фантастической грязи. В первой протекает здоровая и естественная жизнь, появляются колосья, а вторая – гнилая и фальшивая, в нет плодородия и сути. Во время этого разговора девушка видит свою мать, погрязшую в бедности и неусыпных заботах о пропитании для семьи. Зато в тот момент на лице изнуренной женщины просветлела улыбка. Потом Вера видит, будто она сидит на коленях у офицера. Это видение сменяется сценой, где героиня не может устроиться на работу. Старая знакомая девушки, Любовь к людям, объясняет, как важно Вере простить свою мать за злость и жестокость: Марья Алексеевна всю жизнь положила на то, чтобы вывести семью из нищеты, поэтому она и ожесточилась на мир, что поставил ее в такие трудные условия.
Смысл. Первые два сна – отражение взаимоотношений Веры Павловны с теми, кто принадлежал к миру прошлого. Этих людей можно назвать пошлыми, однако их таким сделали тяжелейшие жизненные обстоятельства. Как бы они не старались, им не выбраться в люди. Весь их труд едва может прокормить, но уж никак не изменить условия жизни. Реальная грязь – это мир этих забитых нищетой обывателей, которые, тем не менее, трудятся и приносят обществу пользу. Они могут переродиться в добрых, ответственных и нравственных горожан, но им необходимо дать возможность жить, а не выживать. Фантастическая грязь – это среда праздных, незаслуженно облагодетельствованных господ, от которых никакой пользы. Их волнуют только несущественные мелочи, их внутренний мир тесен и убог. Такое положение в обществе искусственно, поэтому в нем нет естественных и подлинно чистых людей, способных на развитие. Посредством этих сюжетов Чернышевский рисует картину социального состава русского общества – бедных и богатых. Согласно автору, под хорошей почвой понимается трудовая жизнь, которая и является правильной. На ней произрастают колосья морали и нравственности. Фантастическим является отсутствие труда, паразитизм.
Осознание любви
В третьем сне девушка видит певицу, держащую в руках ее дневник. Они вместе садятся и начинают его читать. Вера видит, что на страницах своего дневника, она изложила историю отношений с Лопуховым. Приближаясь все ближе к последней странице, она понимает, что хотела бы, но никогда в жизни не сможет полюбить своего мужа. Вера его всей душой уважает и очень ценит, но это не имеет ничего общего с любовью. Истинные чувства она испытывает к Кирсанову.
Проведя анализ этого сновидения, девушка осознает, кого она любит на самом деле. И понимает, что она сама вольна распоряжаться собой и своим телом, не обращая при этом внимания на узы брака. Ведь главное в этой жизни — к кому лежит сердце. И если оно стало симпатизировать другому человеку, нужно идти вслед за этим чувством, а не оставаться пленником ненавистных отношений в страхе быть осужденным обществом. Это осознание является ключевым элементом эмансипации, который дает женщинам возможность самостоятельно собой управлять. Ведь только она сама вправе решать с кем быть и кого любить.
Вариант 2
Многие вечные вопросы русской литературы имеют главенствующее место в произведении Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?». Их раскрытию способствуют сновидения главной героини романа, Веры Павловны, от лица которой автор стремился передать свои собственные взгляды на жизнь и то, какой он ее видит в будущем. Сны девушки включают в себя как реальные моменты, так и очевидно фантастические, однако по ним можно явно проследить публицистические отступления автора касательно общества, в котором жил он и, может быть, отчасти живем и мы.
Сны героини демонстрируют тернистый путь каждой девушки, стремящейся освободиться от оков патриархата. Стоит учесть, что в то время в любой семье женщине была предоставлена второстепенная роль: они только лишь управлялись с хозяйством и воспитывали детей, о большем никто и не мог мечтать. Собственно, подобная тенденция до сих пор сохранилась в некоторых странах мира. Однако персонажи Чернышевского – новые люди, совершенно по-иному смотрящие на женщину. Они видят в ней личность, а не просто вещь, которую можно использовать исключительно в своих интересах.
Сны Веры воспроизводят высказывания, услышанные ею в чистом обществе и принятые близко к сердцу, что и способствует её освобождению от ужаса реального мира. Её первые два сна знаменуют прощание девушки с тем пошлым и лицемерным обществом, в котором она жила. Она разрывает все связи с людьми, которые могли напомнить ей о ее несчастливом прошлом. Третий сон – о той любви, которую она не желает, но вынуждена дарить человеку, который не мил ей. Она переоценивает свои чувства и мысли, становится на истинный путь. Четвертый и последний сон открывает духовный мир Веры Павловны, подводит итог предыдущим сновидениям, представляя собой своеобразную утопию.
Видения героини, безусловно, благоприятно повлияли на ее поступки, она становилась все сильнее и приняла решение открыть трудовую коммуну, что и явилось результатом ее упорной борьбы. Один из наиболее популярных приемов в художественной литературе, сон, в данном произведении использован для того, чтобы выразить позицию автора по отношению к важной социальной проблеме.
Другие сочинения: ← Образ интеллигенции в романе Доктор Живаго↑ ДругиеГерои сказки Алиса в стране чудес →
Сочинение: Сны Веры Павловны в романе «Что делать» (Н.Г. Чернышевский)
(578 слов) Главной особенностью резонансного романа Н.Г. Чернышевского «Что делать» является передача символического смысла книги через сны главной героини. В них автор аллегорически описывает не только ее жизнь, но и историческую судьбу женского пола. Чтобы полностью понять его замысел, необходимо проанализировать сны Веры Павловны и понять их значение.
В первый раз Вере приснился сон, будто кто-то запер ее в темном подвале. Потом ситуация резко меняется, и она оказывается в поле. Сначала ей кажется, что тело сковало параличом, но кто-то прикоснулся к девушке, и болезнь отступила. Вера видит, как по полю идет красивая девушка. Она выглядит то как англичанка, то как француженка, то как немка, то как полячка, то как русская. Вместе с видом меняется и настроение девушки. Она представилась Вере как Любовь к людям, сказала, что она — невеста ее женихов. На этом видение прерывается. Вере снится, что она идет по городу и вызволяет девушек из темных повалов, как тот, где сидела она сама. В этом сне мы видим символическое отражение судьбы героини: чтобы помочь девушкам стать независимыми и работать честно, она организовала мастерскую. Горький опыт в виде домашнего насилия и принуждения к браку по расчету помог ей осознать нужды общества и то, что именно она должна помочь девушкам жить свободно и добродетельно.
Во второй раз Вере снова снится поле, по нему ходят ее муж и Мерцалов (человек, который венчал молодых людей). Лопухов рассуждает про чистую (реальную) грязь, из которой вырастает зерно, а из гнилой (фантастической) ничего не может взрасти. Сон прерывается. Теперь Вере снится мать, которая упрекает ее в том, что та оставила семью. Женщина говорит, что всегда заботилась о девушке, и, если бы она относилась к дочери иначе, Вера не стала бы такой доброй. Из этого сна следует, что многие люди (вроде матери Веры) становятся заложниками сложных жизненных обстоятельств и принимают жестокие правила игры, превращаясь в черствых и алчных льстецов, которые готовы подхалимничать ради выгоды. Это и есть «реальная грязь», которая может породить нормальных людей в других поколениях. Но «фантастическая грязь» бесплодна, потому что она представляет собой тех, кто порочен, но при этом имеет все, чтобы быть лучше. Это намек в адрес дворян и представителей буржуазии, которые равнодушны к судьбе общества.
В третий раз Вере снится, что она читает свой дневник. Там написано, что девушка любит мужа за то, что он вытащил ее из прошлой жизни, но в нем нет нежного чувства, которое так необходимо девушке. После этого Вера Павловна начинает сомневаться в своей любви к Дмитрию и приходит к необходимости расторгнуть брак. Это неотъемлемая часть свободы женщины — право выбора. Если между людьми уже нет любви, никакое венчание не должно удерживать их в отношениях.
В четвертый раз Вере снова снится поле, оно все усыпано цветущими растениями, в нем стоит роскошный дворец. Вере представляют трех цариц-богинь. Астарта – рабыня мужа, Афродита – источник наслаждения и «Непорочность». Перед нами рыцарский турнир. Рыцарь дерется за недоступную даму сердца, но он будет любить ее лишь до тех пор, пока она не станет его женой и подданной. Веру сопровождает проводница, она говорит, что царства трех цариц пали. Кирсанова понимает, что новая царица – это она. Проводница нарекает ее «Равноправность». Во сне Вера смотрит на новую, другую Россию, где люди трудятся плечом к плечу, они равны и счастливы. Это и есть воплощение утопии Чернышевского, где нет места угнетению и унижению женщины.
Таким образом, смысл и значение снов Веры Павловны в романе «Что делать» заключаются в отображении становления женщины нового типа — свободной, умной и независимой. Сначала она находит призвание, потом вырабатывает систему мировоззрения, затем налаживает семейную жизнь и, наконец, приходит к полному осознанию себя и гармонии с окружающим миром.
Автор: Екатерина Костерина
Герои романа
В своих снах главная героиня видела множество персонажей, некоторых из них она знала в жизни, а другие были лишь плодом ее воображения. Всего сны Веры заняли в романе 4 главы — Чернышевский отвел на описание каждого из них по одной.
Вера Павловна
Вера Розальская — главный персонаж романа, история ее жизни может послужить основой сочинения по роману.
Девушка выросла в Петербурге в многоэтажке на Гороховской улице. В 12 лет мать отдала ее в пансион. Еще будучи ребенком, она научилась шить, с 14 шила на всю семью, а с 16 сама учила других девушек пансиона. По характеру героиня общительная и веселая, несмотря на мещанскую угнетающую атмосферу, царившую в родном доме. Вера желает покинуть его и выходит замуж за любящего ее учителя своего брата — Дмитрия Сергеевича. Девушка не прониклась к нему чувствами, а потому жили они в разных комнатах.
Розальская решается открыть швейную мастерскую, которая в будущем стала приносить ей хороший доход. Прибыль от дела она распределяет между работницами. Девушка влюбляется в друга своего мужа — Александра Кирсанова и это оказывается взаимно. Лопухов, узнав об этом, спокойно разводится с ней и Вера находит свое счастье с любимым мужчиной.
Кирсанов и Лопухов
Кирсанов Александр стал вторым мужем Веры и был другом ее первого супруга. У мужчины привлекательная внешность, темно-русые волосы, продолговатое бледное лицо, глубокие голубые глаза и прямой нос. Он выглядит сильным и мускулистым.
Александ Матвеич родился в семье писца уездного суда. И начиная с двенадцатилетнего возраста помогал отцу на работе, а с четвертого класса гимназии давал уроки.
Александр выучился в медицинской академии и теперь возглавляет в ней кафедру и работает врачом.
Дмитрий Сергеич Лопухов был первым супругом Веры. Он родился в семье помещика. Мужчина умный, окончил гимназию, а на жизнь зарабатывал тем, что преподавал. Лопухов так сильно влюбился в девушку, что стал всячески добиваться ее. Но женившись, ему пришлось оставить обучение в медицинской академии еще до получения диплома.
Со временем мужчина осознает, что супруга влюблена в Кирсанова. Тогда он принимает решение имитировать самоубийство и уехать в Америку. Тем самым он освободил девушку от брачных уз. После того как двое его близких людей поженились, он вернулся на родину. Но тогда мужчина уже носил имя Чарльз Бьюмонт. Вскоре он женился на Екатерине Полозовой и раскрыл правду о своем поступке другу и бывшей жене. Тогда две семьи поселились рядом.
Четвертый сон
О чем? Вера видит всевозможных богинь в хронологическом порядке: языческую Астарту, древнегреческую Афродиту, «Непорочность», как отражение Богоматери и т.д. Сквозь парад богинь ее ведет красавица, в которой Вера узнает себя – раскрепощенную и независимую повелительницу нового времени. Также перед ней появляется своеобразный райский сад, где труд доброволен, все равны, свободны, никто никого и ни к чему не принуждает.
Смысл. В этом сне автор изобразил общество будущего, где главенствуют социалистический принципы «свободы, равенства и братства». Все богини отражают социальную роль женщины, которая меняется со временем: от предмета наслаждения и восхищения до вполне логичного финала – эмансипации, когда дамы становятся полноправными членами общества и носительницами многообразных социальных ролей. Если Афродита – лишь развлечение для мужчин, а Непорочность – их собственность и репродуктивный орган, то сама Вера – это независимая, умная и развитая дама, которая равна сильному полу, а не принижена и использована им.
Если первый сон представляет собой символическую картину: не только героиня покидает старый мир, но и все девушки «из подвала», наконец, вырываются на свободу, то эмансипированными они становятся уже в четвёртом сне – такой же символической картине. Обновляется всё человечество, пережитки прошлого умирают. Мы понимаем, что писатель верил в вероятность наступления светлого будущего, и что каждый, кто мог видеть такие сны, каким-то образом приближал миг всеобщего счастья и свободы.
Автор: Виктория Арутюнян
Интересно? Сохрани у себя на стенке!