10 лет во сне продолжение романа

Это не сон

Реальность, в которой тридцать лет своей жизни прожил Рустем Малоумеров, была приемлемая. Даже хорошая была реальность. Трех лет от роду родители перевезли Рустема из Узбекистана в Евпаторию. Мама работала школьной учительницей, отец занимался довольно обширным хозяйством. Жили нормально. Рустем окончил школу, стал работать строителем, в свободное время играл в футбол, всерьез занимался футболом, рыбачил с друзьями…

И опять идет куда-то с друзьями, едет куда-то, не очень понимая, куда. Друзья говорят что-то, но Рустем не слышит или слышит, но не разбирает слов.

А потом Рустем видит, что перед ним на столе разложены бумаги, много бумаг, выписки, эпикризы, что бы ни значило это слово, результаты анализов. И смысл этих бумаг в том, что у Рустема рак крови — острый миелоидный лейкоз. И Рустем говорит маме:
— Мама, у меня рак крови.
И мама плачет, так горько, как Рустем не мог представить себе.
Тут только Рустем убеждается, что все это был не сон, а взаправду происходило с ним. Что усталость была первым симптомом. Что друзья возили его на обследования. Что теперь надо ехать в Москву лечиться.
Реальность возвращается.

В реальности Рустему легко. Он ведет себя очень рационально. Он спокойно читает все, что можно прочесть в интернете про лечение рака крови. Когда начинаются побочные эффекты химиотерапии, Рустем переносит их хладнокровно, потому что подготовился, все прочел, ожидал. Ему даже не требуется в Москве ничья помощь, он переносит химиотерапию самостоятельно.

Теперь Рустем ждет, что через неделю химиотерапия закончится и его отпустят ненадолго домой. Потом Рустем вернется, несмотря на преддверие новогодних праздников. Потом ему сделают пересадку костного мозга. Надо будет перетерпеть тяжелые осложнения, аспергиллез, грибковую пневмонию, реакцию «трансплантат против хозяина», когда будет зудеть вся кожа, перестанет нормально работать кишечник, будут слезиться и слепнуть глаза.

Потом Рустем выздоровеет. Перспектива трансплантации не пугает его. Морок, с которого начиналась болезнь, прошел. Рустем готов, если только…
Если только найдутся деньги на поиск донора костного мозга в международном регистре. Денег нужно два с половиной миллиона рублей. Заработать такие деньги строитель из Евпатории может только во сне.

Источник

В тени Кубрика: каким получилось продолжение культового «Сияния»

Почти 40 лет назад — в 1980 году — в мировой прокат вышла картина Стэнли Кубрика «Сияние», снятая по мотивам одноимённого романа Стивена Кинга.

Известно, что работу над фильмом сопровождали споры между автором романа и режиссёром. Своенравный Кубрик откровенно пренебрёг сюжетом «Сияния» и решил не учитывать пожелания Кинга относительно кастинга. По всей видимости, тогда к вольной адаптации режиссёра писатель относился несколько проще (хотя фактически сразу же отрёкся от фильма).

Ленту номинировали на «Золотую малину», однако экранизация в пересказе Кубрика обрела статус культовой. И по сей день она входит в список самых страшных фильмов в истории. По произведениям Кинга сняты десятки картин, но «Сияние» — самая известная.

Вероятно, у большинства людей название «Сияние» ассоциируется в первую очередь с картиной Кубрика, нежели с романом Кинга. В середине 1990-х писатель даже пытался поставить своё произведение в формате телесериала (где учитывались все моменты, опущенные Кубриком), но та экранизация большого успеха не возымела, и сейчас о ней мало кто вспомнит.

История «Сияния», кажется, долгое время не давала покоя Кингу, и десять лет тому назад писатель нашёл повод к ней вернуться. Тогда, прежде чем сесть за новую книгу, он устроил голосование среди поклонников: нужно было выбрать, над чем будет работать Кинг. Большинство голосов получил роман — продолжение хрестоматийного «Сияния» под названием «Доктор Сон», который впоследствии, в 2014 году, решит экранизировать Warner Bros.

Канва событий в фильме охватывает небольшой период времени сразу после оригинального романа (1980-е), затем 2011 и 2018 годы. В 2010-х Дэнни Торранс (Юэн Макгрегор) последовательно, но не слишком успешно пытается оправиться от произошедшего в отеле «Оверлук» больше 30 лет назад.

В надежде прекратить постоянные фрустрации и сбежать от самого себя герой перебирается в небольшой городок в штате Нью-Гэмпшир, где начинает посещать встречи неанонимных алкоголиков и устраивается санитаром в хоспис. Благодаря своему «сиянию» (а ещё пушистому помощнику — коту с говорящей кличкой Азраил) Торранс облегчает уход пациентов хосписа на тот свет. От одного из умирающих он получает прозвище Доктор Сон.

Параллельно по Америке колесит табор сектантов, которые питаются «сиянием» обладающих им детей (что-то вроде энергетического вампиризма). Секта «Истинный узел», состоящая из кровожадных созданий во главе с ведьмой по имени Роуз (Ребекка Фергюсон), перед убийством жестоко пытает маленьких пленников — в это время они выделяют ту самую парообразную эссенцию, за которой, собственно, и велась охота.

Однажды эти вибрации улавливает девочка с мощными экстрасенсорными способностями по имени Абра (Кайли Кёрран). Она выходит на Торранса и просит его о помощи, потому что знает: её Роуз уже засекла. Довольно быстро Торранс и Абра справляются с сектантами, но главное сражение — с Роуз — герой переносит в место, куда он меньше всего хотел бы вернуться, но где у них больше всего шансов победить. Это отель «Оверлук».

Экранизацией Майка Флэнегана, который весь съёмочный процесс советовался с писателем, Кинг остался доволен — впоследствии он отметит в Twitter, что результат их работы всем «сорвёт крышу». Но всё же следует помнить, что одобрение писателя совершенно необязательно предвещает успех фильма (а порой даже свидетельствует об обратном).

Флэнеган оказался в незавидном, но любопытном положении: нужно было угодить и Кингу, и зрителю, признающему «Сияние» Кубрика шедевром в жанре психологического триллера. «Доктор Сон» даже позаимствовал несколько основных элементов из оригинального фильма — девочек-близняшек, гниющую женщину в ванной, кровь из лифтов и даже ковёр — для флешбэков Дэнни и не только. Флэнеган не собирался копировать картину Кубрика, но попытался (и довольно аккуратно) её воссоздать.

Поскольку Кинг уже присвоил фильму собственный знак качества, то можно предположить, что «Доктор Сон» в прочтении Флэнегана сюжетно близок к роману. При этом картина с хронометражем в два с половиной часа не кажется затянутой (хотя некоторые сцены выглядят лишними, например с вербовкой Энди, другой героини, обладающей даром гипноза, в ряды «Истинного узла»), а перед зрителем полноценно и в красках раскрывается весь вымышленный мир Кинга.

И всё же, пускай Флэнеган и хороший рассказчик, от фильма неминуемо веет стремлением Стивена Кинга наконец распрощаться с «Сиянием» Кубрика, прочно закрепившимся в кинематографической среде в статусе шедевра и заслонившим собой самого писателя. Впрочем, не исключено, что после «Доктора Сна» — как фильма, так и романа — читатель захочет ознакомиться с литературным «Сиянием».

Источник

Пролонгированные сновидения. Аутоскопические сновидения

Пролонгированные сновидения. Это сновидения «с продолжением» или «серийные сны», как называют их пациенты. Проявляются тем, что один сон растягивается на длительный период времени (иногда месяцы и даже годы) так, что пациенты видят его отдельными частями. У разных пациентов продолжения сна могут происходить по-разному:

«Вижу сон, просыпаюсь, затем засыпаю, а этот сон продолжается с того места, где прервался. Бывает так, что один и тот же сон повторяется, но каждый раз он идет дальше, с добавлениями. Сны нечеловеческие, длятся с перерывами в течение всей ночи. Бывают сны с несколькими продолжениями в течение одной ночи. Вижу серийные сны, когда один сон продолжается на другую ночь, а бывает, что и 3–4 ночи подряд.

Случается так, что продолжение сна я вижу спустя месяц и более. Пять лет назад у меня умерла дочь. Я каждую ночь видела ее во сне так, будто бы она росла все эти пять лет. Сны идут сериалами, по неделе подряд и больше. Это бывает обычно так: я засыпаю, мне снится конец предыдущего сна, и он продолжается дальше. Сны эти необычные. Они цветные, фантастические, нереальные, как хорошие фильмы.

Я сама могу вызвать продолжение сна, для этого нужно только вспомнить то место, где он закончился. Серийные сны были у меня два раза, и шли они по несколько месяцев подряд каждую ночь. В полудреме вспоминаю конец какого-нибудь сна, и он снится мне дальше. Вижу сны с продолжением с того же места, где они остановились. Но продолжаются они по-разному, обычно есть 2–3 варианта продолжения. Я могу как бы выбирать, куда пойдет сон дальше. Приснился интересный сон. Я хочу досмотреть его дальше. На другую или третью ночь он продолжается и заканчивается, если мне уже не хочется его глядеть.

Был у меня один сон с с тремя продолжениями. Начинается с середины, повторяется последняя его половина, а затем сон идет дальше. Видел эти продолжения через несколько лет. Вижу сны с продолжением. Сначала идет краткое содержание увиденного до этого, а потом сон продвигается дальше. Вижу сон, просыпаюсь, а сон продолжается, я опять просыпаюсь, и снова сновидение продолжается. И так несколько раз за ночь.

Иногда кусок сна как бы выпадает, конец предыдущего и начало следующего сна не стыкуются, но я знаю, что это все тот же сон. Снится, будто я проснулся, а сон идет дальше, а один раз было так, что это и не сон был, а все произошло на самом деле. Был сон с продолжением. В первой части его я поехал в гости к приятелю в Марково, побыл у него, вернулся домой. Во втором сне я вернулся к нему, так как вспомнил, что в первом сне оставил у приятеля шапку.

Вижу сон, понимаю, что мне это снится. На следующую ночь вижу другой сон, который убеждает меня в том, что вчера мне ничего не снилось, а было в реальности. Например, из первого сна раздается звонок, затем появляется кто-то из первого сна.

Я радуюсь тому, что вчерашний сон был реальностью. И этот второй сон смотрю с ощущением того, что все происходит на самом деле. Снился кошмар, будто животное немыслимых размеров угрожает мне, пытается дотянуться до меня и разорвать когтями на части. Потом оно все же цепляет меня своим когтем за ногу. Я чувствую, что осталась одна, я последняя, кого ему осталось уничтожить. Вокруг много крови, валяются истерзанные трупы, части человеческих тел.

Я в ужасе и просыпаюсь. Здесь, в больнице, у меня появилось предчувствие, что этот сон повторится и пойдет дальше, до конца. И вчера он повторился, вернее, вернулся на момент моей борьбы с животным. Несколько раз мне снилось, будто я из нашей деревни иду в соседнюю. Но не по прямой дороге, а окольным путем. Каждый раз делаю большой крюк, чтобы пройти через кладбище. До кладбища иду быстро, шаги делаются все больше и больше, под конец я лечу и только отталкиваюсь от земли ногой. После кладбища мои шаги делаются все меньше, я передвигаюсь все медленнее, потом почти останавливаюсь.

Идти сил больше нет, меня будто тянет что-то обратно на кладбище. С каждым повторением сна я оказываюсь все ближе и ближе к кладбищу, пока на нем не останавливаюсь. Видел во сне, как я падал в лифте с высоты 100 этажей. В самом низу я понял, что разобьюсь, если не выпрыгну. С трудом взломал дверь лифта и в самый последний момент выскочил из него. На следующую ночь мне снится, что я начинаю выбираться вверх. И так продолжалось пять ночей, пока я не выбрался на поверхность. И все это в полной темноте, где я совершенно один. Хорошо помню каждую ночь, тут по целому рассказу можно написать. На третью ночь я видел, как какой-то бомж распадается на части и превращается в темноту».

Вот как описывает пациент «серию снов про Иркутск» (приводим текст без купюр, чтобы показать, насколько детально могут запоминаться аномальные сны; курсивом указаны явно болезненные фрагменты снов): «Не помню, когда приснился мне 1. первый сон. Был он такого содержания. Я выхожу из своего подъезда дома, где вырос, где до сих пор живут мои мама и брат. Справа от подъезда стоит скамейка, которой здесь никогда не было. На ней сидит дед низенького роста, подбородок с седой щетиной, взгляд мудрый. Я останавливаюсь около него, чувствую, что он хочет мне сказать что-то важное и молчит. — Что, дед? — спрашиваю у него. Он не отвечает, но хочет что-то сказать. А в глазах его видно: «Может, сам догадаешься?» Я пытаюсь догадаться, воля и мысли напряжены, но ответа нет. А в мире одна пустота.

Только кирпичный пятиэтажный дом, дверь подъезда, лавочка на газоне, дед и я. 2. Второй сон. Я опять выхожу из подъезда с желанием выспросить у деда, что он мне хотел сказать, что-то важное про эту жизнь. У подъезда нет ни деда, ни лавочки. Раздосадованный, я делаю шаг и чувствую, что в момент толчка ногой на долю секунды теряется мой вес (притяжение земли). Я сильнее отталкиваюсь ногой при следующем шаге, время потери веса немного продлевается. После нескольких шагов, длина которых все возрастает и возрастает (при этом во сне я вижу свои ноги), я подпрыгиваю в последний раз, обхватываю колени руками и лечу над землей. Пролетаю над школьным двором, поворачиваю, пролетаю над детским садом, куда ходил в детстве, лечу над улицей Омулевского, над 1-й Советской, возвращаюсь к своему дому.

Вместо пятиэтажки напротив стоят два древних засохших тополя, по которым мы лазали в детстве. Во всем сне нет ни единой живой души, никто не видит, как я умею летать. Просыпаюсь неожиданно. Доли секунды не могу сообразить, где я и как сюда попал. Наконец до меня доходит, что летал я во сне. Я был уверен, что по-настоящему научился летать. Ведь сам процесс и окружающая обстановка были абсолютно реальными. 3.

Третий сон (третья ночь). Я нахожусь на троллейбусной остановке «Омулевского». Народу много. Все обсуждают с волнением, будет сегодня еще троллейбус или нет. Дома стоят только до остановки. Между остановками. пустырь, ложбина, по которой течет речка, медленная и с черной водой. Над речкой мост. Слева от моста — глубокий омут, на той стороне омута — одинокий деревянный домик, непонятно, то ли жилой, то ли давно брошенный. Люди все гомонят, постепенно склоняясь к мнению, что троллейбуса не будет. Там, на горочке другого берега, на остановке «23 школа», мы видим, как из аэропорта подъезжает троллейбус, разворачивается и идет обратно в аэропорт. Я говорю людям: «Чего проще? Давайте перейдем речку, пойдем к той остановке и сядем на троллейбус». Люди сильно пугаются. И я чувствую, что боятся омута.

И действительно: и от черной воды, и от домика тянет страхом. Что-то страшное случилось в том доме давным-давно, и это постепенно заразило и речку, и омут, и ложбину. Вода из чистой и прозрачной стала черной. (Во сне «знание» этой истории приходит не картинками, а каким-то ощущением. Как будто я знал это раньше, потом забыл, а сейчас вспомнил.) Я зову кого-нибудь идти со мной на ту сторону. Из центра приходит троллейбус, разворачивается и идет обратно. На этом примере я пытаюсь убедить толпу, что мы никогда не переедем этот мост, и что вместе нам будет не так страшно переходить мост. Никто не соглашается, и я иду один. Чем ближе подхожу к мосту, тем мне становится страшнее, сон неожиданно начинает дробиться на отдельные картинки, сменяющие друг друга. Я иду по тротуару к мосту.

Четвертый сон. Я стою на остановке «ДК Орбита». Самого ДК и училища ГВФ нет, вместо них деревянные частные дома. Я сажусь в автобус — мне нужно в аэропорт (поворот направо), но автобус уходит прямо — в Пивовариху. Я выхожу на первой остановке и возвращаюсь пешком обратно. Опять сажусь на автобус — опять уезжаю не туда, опять выхожу и возвращаюсь на свою остановку. Так продолжается, пока какой-то мужчина не предлагает мне дойти пешком до аэропорта. Сразу площадь перед аэропортом, большая парковка, много-много машин. Сквера нет — все парковка. Здания аэропорта (тоже два) абсолютно другой архитектуры — стеклянные кубы в три этажа. Я хожу между машинами, мне очень нужно найти, а кого или что — не знаю». В беседе с пациентом выяснилось, что фрагмент сна с речкой и омутом он принял за воспоминание реальной истории города из далекого прошлого, чего сам он знать никак не мог; он решил восстановить эту историю, опрашивая возможных очевидцев из старых жильцов соседних домов.

Пациент описал и другой серийный сон. Ему снилась деревня, где он в детстве бывал летом у бабушки. «Деревня снилась много раз и при этом всегда картинкой, чуть плывущей, как будто «камеру» передвигают. И никого. Просыпался всегда со смутным ощущением беспокойства. В мае, не выдержав давления сна, поехал в эту деревню». Далее в серии снов он «встречается» с родственниками этой деревни, подолгу разговаривает с ними. «Тем летом все трое умерли с разрывом в месяц. Сны закончились». Пациент полагает, что такое совпадение отнюдь не случайно, тут есть некая непонятная для него связь между сновидениями и смертями увиденных во сне людей.

Данный тип сновидения не имеет, по-видимому, прямой аналогии с каким-либо симптомом психического расстройства в бодрственном состоянии пациентов. Возможно, такая «работа сновидения» напоминает «бредовую работу», т. е. аутохтонное развитие бреда по его собственным паралогическим законам. Некоторое сходство можно усмотреть также с симптомом разматывания воспоминаний. Даже прерываясь на какое-то время, такие непроизвольные воспоминания далее продолжаются в прежнем направлении. Если это так, то продлевающиеся сновидения следовало бы расценить как симптом разматывания сновидения, т. е. как идеаторное проявление психического автоматизма в сновидениях.

Аутоскопические сновидения. Это сновидения, связанные с диссоциацией Я, в них пациенты воспринимают себя как бы со стороны либо ощущают собственное Я в стороне от себя: «Вижу у здания милиции убранный цветами гроб. Подхожу к нему и вижу, что в гробу лежу я сама. Я знаю, что это я, я не помню, была ли я похожей на себя. Свое Я ощущаю там, откуда смотрю. Сон цветной, яркий, с полным ощущением реальности. Видела себя в зеркале. Я там очень красивая, с роскошными волосами, кожа белая, чистая, на ней нет ни единого пятнышка. Я любовалась собой и в то же время видела все это со стороны. Вижу во сне, будто я иду по темной улице незнакомого города. Вдруг появляется стая собак. Они нападают на меня, кусают, рвут меня, мне больно. И я вижу со стороны, как они растаскивают меня по частям в разные стороны. Снится мне свадьба. Стоит карета, идет много нарядных людей, целая процессия. Замуж выхожу я. Я вижу себя в стороне. Я сижу на обочине дороги, на траве.

Ищу взглядом мужа, но не нахожу его. В этом сне я была в свадебном платье, но без фаты, и моложе себя года на два. Сны я стал видеть последние 2–2,5 года, раньше они мне не снились или я не помнил ничего о них. Несколько раз мне снилось, будто я еду на машине, сижу за рулем. Машина едет то по дороге, то по домам и все быстрее и быстрее. Мне страшно, тормозов у машины нет. Но я почему-то не выпрыгиваю, хоть и знаю, что разобьюсь. И в то же время наблюдаю за этим со стороны, будто я бегу рядом с машиной или сижу около себя на сидении рядом. Часто вижу себя во сне молодой, в короткой юбке и рваных колготах. Мне ужасно стыдно, хотя рядом никого нет и меня никто не видит. Вижу, как я натягиваю юбку на ноги, чтобы закрыть дыры на колготах. Видел и не один раз в детстве себя со стороны: я иду по улице и сам же направляю, куда мне идти дальше. Видела во сне свои руки и что они делали. Я часто вижу себя со стороны неподалеку от себя. Во сне вижу, как я падаю в пропасть, при этом кричу, хотя никаких звуков не слышу. Себя ощущаю там, откуда я вижу, как падаю куда-то вниз. Иногда я вижу себя во сне среди людей. Смотрю сверху. Лица своего не вижу, но знаю, что это я.

Снится, что я убегаю от кого-то и вижу свою спину. Себя я ощущаю между собой и теми, кто за мной гонится. Мое сознание гуляет во сне. Я вижу себя лежащим в постели, спящим. Сам я не чувствую, что сплю. Этот сон я вижу уже три последних года. Мне снилось, что вижу себя со стороны в какой-то чужой стране, мне там все незнакомо. И люди незнакомы, и говорят они на каком-то непонятном мне языке, я их совершенно не понимаю. Видела во сне какого-то незнакомого мужчину и чувствовала, что он — это я сама. Видела себя во сне блондинкой, совсем не такой, какая я есть на самом деле, все в ней — не мое. Но в то же время я ясно чувствовала, что она — это я. Видела себя во сне с длинными волосами и с косой. Несколько раз видела себя во сне то с длинными волосами, то с лицом как у девочки-подростка. Вижу себя во сне, будто я одета и куда-то быстро лечу. И в это время мелькает мысль: если я сейчас не задержусь, то улечу совсем и навсегда, на тот свет. Во время сеанса электрошока я видела себя откуда-то сверху лежащей на кушетке. Видела себя со стороны. Я лежу, не сплю, глаза открыты. А вокруг какие-то незнакомые люди, и они вытворяют со мной бог знает что.

В моих снах все происходит реально. Там я не ношу очки и становлюсь выше на 20–25 см. Я и чувствую, и вижу себя такой. Чаще чувствую себя там, где я что-то делаю. Купаюсь в речке и наблюдаю за этим с берега. Часто вижу во сне себя со стороны, и все это как в реальности. Я всегда при этом что-то делаю: лежу и мечтаю, играю с детьми, бываю на работе, убираюсь по дому. Вижу во сне, как мы с пацанами рыбачим на речке. А я вроде спрятался в кустах и оттуда все это вижу. Этот сон мне снился три раза. Во сне вижу себя сверху. И все, что я там делаю или что происходит, обязательно сбывается на самом деле.

Вижу во сне, что я лежу на столе. Люди в белом стоят вокруг меня, они что-то делают, как операцию. Я же сижу в углу и вижу все оттуда. Видела себя во сне сверху: я сижу на диване, а рядом со мною — мои сыновья, мы разговариваем. Иногда чувствую себя и вижу это со стороны, будто я совсем взрослая, мне уже много лет. Видел во сне себя своим сознанием откуда-то издалека. Видел со спины. Тело свое я ощущал там, где я видел себя. Видел себя с земли, как я летаю под облаками. Один раз во сне видела себя, будто я иду по улице с ключами. Другой раз видела себя в компании с подругами, видела это со стороны.

Ощущала себя наблюдателем, это я смотрела, а не находилась в компании. Но меня никто при этом не замечал, будто я стала невидимкой. Иногда во сне я вижу себя в теле другой женщины. Во сне стреляют в меня, попадают, боли не чувствую. Я падаю и умираю. Затем вижу себя, мертвого, со стороны. Видел во сне, что я заблудился в лабиринте из травы. Лабиринт весь зеленый. Я выхожу в центр лабиринта, там праздник, много людей, знакомых. Среди этих людей замечаю себя. Или, бывает, летаю во сне. Вижу себя снизу, а чувствую себя вверху. Не раз видела и чувствовала себя во сне обнаженной, но стыдно мне не было. Казалось, что я совершенно одна и никого вокруг меня нет. Видел себя во сне со стороны. Чувствовал, что это я и еще кто-то другой, мне совсем не знакомый. Много раз видела себя в зеркале. Смотрюсь в зеркало, вижу свое отражение и наблюдаю за этим со стороны. Бывают сны, в которых я чувствую, что нахожусь где-то рядом, но себя при этом не вижу. Вижу себя голую. Кругом люди и мне ужасно за себя стыдно. Вижу во сне со стороны, как я успокаиваю взволнованную мать. Я постоянно вижу себя со стороны, причем в точности такой же, какая я в действительности.

Всегда я что-нибудь при этом делаю. Я вижу себя и одновременно чувствую, когда что-то делаю. Вижу себя во сне почему-то в военной форме, хотя в армии не служил. При этом я что-то всегда делаю. Себя вижу отчетливо, но лица своего не вижу. Вижу себя во сне среди людей, мы разговариваем. Я думаю, отвечаю, оцениваю. Я чувствую себя там, где происходят действия. А там, откуда я наблюдаю, ощущаю себя каким-то бесплотным духом.

Стою у речки, рыбачу и вижу это откуда-то сверху. Или качаюсь на качелях и в то же время стою неподалеку и наблюдаю за этим. Видела во сне себя и брата со стороны. Я отсчитываю брату деньги, и это как наяву. В детстве несколько раз видела себя во сне со стороны в ящике с игрушками и как я играю. Вижу себя во сне в троллейбусе, будто я еду куда-то в одних панталонах. Кругом теснятся люди, но они меня не видят.

Видел себя на высокой горе. Я сижу на вороном коне, в доспехах, меч и щит у меня из золота. Хорошо видел свое лицо, ощущал себя там, где видел, сидящим верхом на коне. Вокруг горы было много вооруженных людей с пиками и копьями. Я знал, что попал со своим войском в окружение и что вскоре предстоит битва. Потом все вдруг исчезло, закрылось темнотой со звездами. Видела себя со спины в красной рваной одежде, босой и в разодранной шапке. Видела и как моюсь в ванной, и как больной, лежащей в больнице. Я часто вижу себя во сне со стороны. Сегодня снилась себе коротко остриженной, а недавно — беременной.

Я и ощущала себя беременной. Часто бывает, что во сне я что-то делаю и в то же время как бы осознаю, что есть другой человек, который это делает. Я ощущаю себя то как действующим, то как наблюдающим, я переношусь от одной позиции к другой. Видела во сне, что я сижу на крыше, поджав ноги, а ко мне направляется несколько мужчин. Я думала, что они хотят меня изнасиловать. Во сне смотрюсь в зеркало и вижу там совсем другое лицо. Но я чувствую, что это мое отражение. Бывает, что во сне я вижу себя где-то в стороне. Вижу себя разной, с другими прическами, моложе, старше. И одновременно с тем воспринимаю и свое тело, вижу его так же, как днем».

Собственное Я в аутоскопических сновидениях как бы расщепляется и ощущается то в точке наблюдения, то там, где видится свой телесный образ и совершаются действия. Оно может ощущаться и там и там либо постоянно перемещаться из одной точки в другую. Иногда визуализация чувства Я отсутствует и появляется чувство постороннего присутствия, но присутствует не кто-то посторонний или неизвестный, а собственное Я. Любопытно, что видение Я иногда сочетается с ощущением, будто другие персонажи сна не видят пациента. Больная говорит, например, что во сне она может пройти «невидимой» мимо людей, они ее совершенно не замечают. Сюжеты таких снов являются как бы обратными переживанию открытости в бодрственном состоянии.

Как видно из приведенных самоотчетов пациентов, в сновидениях весьма часто представлены нарушения самовосприятия. Именно такие сновидения встречаются особенно часто. Остановимся на них подробнее с целью показать, какие явления дисаутогнозии могут фигурировать в сновидениях.

Источник